ФИНИКИЯ

28.0. Народы равнин Сирии и Аравии в течение тысячелетий беспрерывно мигрировали. Народ, говоривший на семитском языке, появился в Палестине около 3000 г. до н.э., этот период именуется эпохой «древней бронзы». Около 2000 г. до н.э. нашествия аморитов повлекли за собой новые изменения социокультурных структур; ситуация повторилась и в конце второго тысячелетия в связи с приходом израильтян. На побережье Средиземного моря божества земледельческих культов смешались с небесным пантеоном пастухов-кочевников. Помимо святилищ и фигурок, найденных во время археологических раскопок, источники наших знаний о религиозных традициях прибрежных народов долгое время сводились к фрагментарным и весьма спорным сведениям, почерпнутым из Ветхого Завета, немногих клинописных табличек из Мари и Тель-Эль-Амарна и нескольких отрывков эллинистических и римских авторов. В 1929 г, раскопки в Рас-Шамре привели к открытию древнего города Угарит, представлявшего ханаанскую цивилизацию конца века бронзы (ок. 1365–1175 гт. до н.э.).

Расположенный на Сирийском побережье, порт Угарит существовал с начала второго тысячелетия. Около 1350 г. до н.э. появилось клинописное письмо: знаки выжимались на сырой глине. Прежде чем нашествие приморских народов, начавшееся ок. 1175 г. до н.э., разрушило цивилизацию Угарита, многие тексты были записаны и тем самым сохранены для истории; среди них имеются записи об исполнении обетов, заговоры, молитвы, списки богов, а, главное, древние мифы, возраст которых не поддается определению.

28.1. Во главе Угаритского пантеона стоит бог Эл, творец мира и отец богов, трансцендентальный и благостный, но равнодушный и бессильный, когда речь заходит о делах людских, где его заменил неумолимый бог грозы Баал, сын Дагана, напоминающий месопотамское божество Адад. Согласно текстам и народной традиции, существуют не один Эл и не один Баал, и имена их соответственно означают понятия «бог» и «владыка». Некие Элим и Баалим, возможно, имели различные святилища для отправления своих культов, другие божества отличались друг от друга особыми свойствами, которыми их наделяли. Баал — это Всемогущий, Возвышенный, Скачущий на Облаке, Князь84, Повелитель Земли. В мифологических текстах врагами его являются Йамму («Море»), «хищные» чудовища и Мот («Смерть»), одерживающий над ним временную победу.

Супруга Эла — богиня-владычица Асират (Ашера), наделенная властью над морем. Более деятельной является Анат, сестра или супруга Баала, могущественная богиня любви и войны, иногда изображаемая сидящей на спине льва. Слившись в образе Астар-ва-Анат, обе богини позднее превратились в сирийское божество Атаргатис — владычицу моря и богиню плодородия, чей культ просуществовал до начала христианства. Среди других угаритских богов имеется Арц-ва-Шамем (Земля-и-Небо), лунарные бог и богиня, несколько дочерей богов: утренняя звезда и вечерняя звезда (Венера); кузнец Кусар; Рашап-губитель и другие заимствованные боги. Предки, особенно принадлежавшие к королевскому роду, обожествлялись и становились объектами культов наравне с целым рядом божков, рангом пониже и не имеющих индивидуальных имен.

28.2. Ханаанская религия, в том виде, в каком ее можно восстановить по фигуркам из металла и терракоты, была сосредоточена вокруг двух божественных пар: Эла и Асират, повелителей потустороннего мира, и Баала и Анат — владык земного мира. В Угарите, к примеру, обнаружены храмы Баала и Дагана, но, возможно, некоторые из них были посвящены другим божествам. От больших храмов, располагавших загонами для скота и складами для вина и масла, сохранилось больше следов, нежели от маленьких культовых святилищ. При отправлении государственного культа царь и царица руководили церемонией и активно принимали участие в ритуалах, праздниках и молениях, дабы заручиться для города покровительством богов. Жрецы (кхнм, что тождественно еврейскому коханим) и служители культа, называвшиеся кдшм85, состояли при храмах; в их обязанности входило принимать пожертвования, совершать жертвоприношения и обряд очищения, ухаживать за статуей божества. Отдельные служители исполняли обряды культа мертвых, кульминационным моментом которого была оргиастическая церемония. Все похороны сопровождались пиршеством, призванным умиротворить мертвецов. Были жрецы, занимавшиеся предсказаниями с помощью глиняных фигурок, подобных тем, что были найдены в Мари, в Месопотамии. Жители города иногда прибегали к магии и к умилостивительным заклинаниям.

28.3. Угаритская мифология вся проникнута борьбой за власть между Элом и Баалом и между Баалом и его противниками. Среди многочисленных столкновений наиболее известна битва Баала и божества морской пучины Йамму, представляемого то в виде человека, то в виде морского чудовища. Подбадриваемый своим отцом Элом, Йамму решает прогнать Баала с царства, но тот с помощью волшебного оружия, выкованного божественным кузнецом Кусаром, выходит из поединка победителем. Сражение это очень напоминает битву морского чудовища Тиамат с месопотамским божеством Мардуком, о победе которого рассказывается в четвертой клинописной таблице вавилонской космогонической поэмы Энума Элиш86, а также подвиги Яхве на море в некоторых Псалмах и в книге Иова (26:12–13).

Когда могущественная богиня Анат вмешивается в сражение, Баал посылает ей приглашение заключить мир, и, как в Энума Элиш, сообщает ей о своем желании иметь храм, чтобы ему в нем поклонялись. Анат получает разрешение Эла, и для Баала строят большой храм.

Во второй битве Баал встречается с Мотом, Смертью, еще одним противником, ведущим род от Эла. Для природы царство Баала означает плодородие и изобилие, тогда как царство смерти означает засуху и голод. После обмена посланцами, посетившими Мота в его убежище из ила и грязи, Баал соглашается спуститься в нижний мир в сопровождении своей свиты — дождя, ветра и облаков. Далее в повествовании имеется лакуна. Когда же рассказ возобновляется, Баал уже мертв, а Эл и Анат очень опечалены его смертью, ибо ни один из сыновей Эла не может занять опустевший трон. Похоронив Баала, Анат встречает Мота и буквально стирает его в порошок: она разрубает его на куски, размалывает, жарит и дробит их, а затем разбрасывает по полям, чтобы их съели птицы. Связь между этими эпизодами не совсем ясна, однако только после устранения Мота Эл начинает желать, чтобы Баал, а с ним и процветание, вновь вернулись в страну, что затем и происходит. Но Мот окончательно не уничтожен, и спустя семь лет Баал одерживает над ним решающую победу, после которой царство дается ему уже навсегда.

Угаритские тексты содержат также истории о Керете (Карату) и Акхате. Обе они начинаются с эпизодов о праведном царе, опечаленном своим бесплодием, — этот сюжет повторяется в Ветхом Завете. Боги помогают им устранить причину печали и начинают вмешиваться в судьбы людей. Анат решает умертвить Акхата, желанного сына своего отца, ибо тот оскорбил ее, отказавшись отдать ей свой волшебный лук. Керет в сражении завоевывает себе супругу, но забывает об обещании, данном богине Асират87, и заболевает. Через некоторое время один из сыновей обвиняет его в том, что он несправедлив и не выполняет свои обязанности царя.

Несмотря на многочисленные лакуны, тексты угаритской литературы позволяют нам получить представление об истории, мифологии и религии этой цивилизации, место которой в скором времени было занято израильтянами: они восприняли элементы ее культуры и донесли их до западноевропейской цивилизации.

28.4. Библиография. Eliade. H. 1/48–52; А.М.Cooper, Canaanite Religion: An Overview, in ER 3, 35–45; M.D.Coogan, The Literature, in ER 3, 45–68.

Тексты в переводе Андре Како (Andre Caquot) и др. опубликованы в сборнике Textes ougaritiques, Paris 1974; критический обзор литературы дан в работе: Roland de Vaux, Histoire ancienne d-Israel, des origines a l-installation en Canaan, Paris 1971; P.Carelli, Le Proche-Orient asiatique des origines aux invasions des Peuples de la Mer, Paris 1969; G.Saade, Ougarit: Metropol cananeen, Beyrouth 1979; J.M.Tarragon, Le Culte a Ugarit, Paris 1980.

Просмотров: 382
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » М.Элиаде, И.Кулио. Словарь религий, обрядов и верований//При участии Г.С.Винер, М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АНАТ
  • АТРИ, Сыновья его
  • Баал-шем-тов
  • ВААЛ, Баал
  • Время, необходимое для возникновения звукового сигнала
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НУМИНОЗНОСТЬ (NUMEN - зд. божество, воля богов - лат.)
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь