ЛАМАИЗМ В КАЛМЫКИИ

— региональная форма буддизма, сложившаяся в 17—18 вв. Распространение буддизма у калмыков шло 2 волнами: 1-я—в 13 в., скорее всего в форме учения школы сакьяпа, 2-я — в кон. 16 — нач. 17 в.— в форме школы гелугпа. Осн. этапы истории Л. в К. совпадают с этапами этнич. и политич. истории Калмыкии. 17 в.—распространение ламаизма, содействовавшее формированию калм. этноса, укреплению феод. строя, складыванию Калм. ханства, подчинившегося русскому царю; становление церк. орг-ции и борьба с шаманизмом. 18 в. (до 1771) — расцвет Калм. ханства и усиленные связи с идеологич. патроном — Тибетом; в 40-х гг. эти связи ослабевают и калм. ламаистская церковь начинает самостоятельно решать свои внутр. вопросы. В 1771 большая часть народа во главе с Убаши-ханом откочевала из России назад в Джунгарию, ликвидируется Калм. ханство, создается новая система управления народом и церковью, что закрепляется в законодат. актах. Правовой статус калм. лам. церкви был различным в периоды существования Калм. ханства, затем вхождения Калмыкии на правах адм. единицы в состав Российского гос-ва и, наконец, в советское время. Л. в К в своей организац. деятельности руководствовался след. юридич. актами: «Великое уложение», 1640, «Положение по управлению калм. народом», 1834 и 1847, «Положение об управлении духовными делами верующих калмыков-буддистов в Калм. области», 1923. Адм. система Л. в К. схожа с таковой в др. региональных формах ламаизма. Три степени монашества (манджи, гецул, гэлюнг) соответствуют принятой регламентации, имеют аналогии в тиб., монг., бур., тув. ламаизме. Сеть хурулов (и храмов при них) расширялась неравномерно: в 17 в. их насчитывалось 11, в кон. 18 в.— 14, а в 1836 в офиц. данных фигурирует уже 105. Рост кол-ва хурулов постоянно наталкивался на попытки русской администрации его ограничить: в 1836—30 больших и 46 малых со штатами соответственно 50 и 25 хувараков; в 1847— по 3 больших и 5 малых хурулов в каждом из улусов (лишь в двух из них позволялось иметь 6 больших и 10 малых хурулов) со штатами 36 и 18 человек. Во вт. пол. 19 в. в установленных законом рамках функционирования калм. ламаистской церкви происходят внутр. изменения: возникают внештатные хурулы, появляется ин-т хурульных учеников. В нач. 20 в. усиливаются связи Л.в К. с Бурятией и Монголией, появляются высшие конфессион школы философии — цаннит чооре,  ведется строительство новых хурулов, возвращаются в ламаизм группы ранее крещеных калмыков. После Окт. революции созывается 1 духовный съезд калм. буддистов, намечаются меры по укреплению церкви, принимаются правовые документы. Но к сер. 30-х гг. церковь теряет свои позиции; многие храмы разрушены, резко сокращается численность духовенства. В 1917 в Калмыкии было 92 хурула, в 1936—13. После депортации калмыков в результате нарушения советской законности в декабре 1943 и упразднения Калмыцкой АССР вопрос о религ. орг-циях был снят с повестки дня. В 1957 калм. автономия была восстановлена, но данная проблема оставалась нерешенной. Попытки верующих возродить будд. общину в Калмыкии успехом не увенчались. Лишь в 1988 вопрос о регистрации религ. общины в г. Элисте был решен положительно: в наст вр. здесь действует молитв дом, планируется открытие хурула, ведется подготовка кадров в Будд.духовной академии в Улан-Баторе и Улан-Удэ. В отличие от др. региональных форм ламаизма для Л. в К. характерно отсутствие ин-та перерожденцев, развитый ин-т крепостных закрепленных за монастырями и ламами. В целом же на формирование особенностей Л в К оказали влияние отдаленность Калмыкии от крупных центров ламаизма и прямые связи с Тибетом. Этнич. специфика калм ламаизма связана с характером всей культуры калмыков и их предков-ойратов и четко прослеживается на уровне бытовых обрядов. Э. П. Бакаева

Просмотров: 729
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Водородные связи
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • КАЛМЫКОВ Степан Владимирович
  • Канал связи
  • Коэффициент связи
  • Международные связи телевидения
  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
  • мера связи
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ СВЯЗИ
  • Пин-связи
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
  • Связи
  • СВЯЗИ МЕРЫ
  • Связи с общественностью
  • Связи с общественностью (Пи-Ар)
  • СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Связи социальные
  • СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Сеть связи
  • СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • ЧАСТИЧНЫЕ СВЯЗИ
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • Энергия связи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь