ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

- термин "статус" введен в социологию в середине 30-х гг. XIX в. Р. Линтоном (до этого этот термин употреблялся в соц.-экономич. контексте для характеристики экономич., классового положения). В настоящее время используется социологами в двух основных смыслах: обозначения соц. позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции. Линтон определил соц. статус как место, занимаемое индивидом в данной системе, сопряженное с нек-рой совокупностью прав и обязанностей, реализация к-рых (динамич. аспект статуса) формирует роль. В таком понимании понятие соц. статуса является элементом ролевой теории, оно приобретает структурное значение, в то время как роль - понятие функциональное. Употребление понятия соц. статуса в связи с ролью" широко распространилось: близкое значение придают ему Н. С. Тимашев, Дж. Хоманс и др. амер. социологи. Начиная с 40-х гг., вместо термина "соц. статус" в ролевой теории все чаще используется термин "позиция" как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, отделенный от прав и обязанностей, совокупность к-рых все более ассоциируется с "ролью" как предписанным поведением. Таково различение понятий у Т. Ньюкома, У. Томаса, Р. Дарендорфа. В этом случае соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Соц. статус все более приобретает значение ранга, престижа позиции группы или индивида и становится элементом теории стратификации. В этом смысле можно различать соц. и личный статусы индивида; первый связан с его принадлежностью к определенной группе и с престижем группы, второй - с положением внутри группы, особенно малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. Соц. статус, хотя и связан с оценкой положения соц. группы ("ниже", "выше", по уважению, привлекательности, т. е. включает элементы обществ. сознания), однако не определяется произвольно: он зависит от господствующей системы ценностей, от культуры данного об-ва. Так, при определении стратификационной структуры современного амер. об-ва амер. социологи выдвигают следующие критерии оценок: род занятий, величина дохода, уровень образования, этнич. принадлежность. Лит.: Maine H.J.S. Ancient law. N.Y., 1885; Linton R. The study of man. N.Y., L., 1936; Merill F. Society and culture. N.Y., 1957. Э.М. Коржева.

Просмотров: 2170
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Внутри группы
  • Второе значение образования как результата
  • Измененность статуса сознания
  • Личный статус
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НИХОНДЗИН РОН (япон. - теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - теории японской культуры)
  • Правовой статус языка (Юридический статус языка)
  • Принцип «все или ничего»
  • Психические расстройства при СПИД у лиц группы риска
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статус личный
  • Статус личный
  • Статус личный
  • Статус социального педагога
  • Статус социального педагога
  • СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)
  • СТАТУС-РОЛЬ
  • Структура группы
  • СТРУКТУРА ГРУППЫ
  • ТЕАТРАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕОРИИ ТЕАТРА
  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (ранга)
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь