МЕТОД ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ

(от греч idios - особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и grapho - пишу) - способ познания, целью к-рого является изображение объекта в его единственности и неповторимости, как единого уникального целого. В качестве логически фундированного теоретич. понятия понятие М.и. развито гл. обр. Г. Риккертом. В рамках неокантианской методологии М.и. представляет собой один из ее логич. полюсов, другой - представлен методом номотетическим (см.), причем в реальном исследовании предполагается сосуществование обоих методов при доминировании одного из них. Хотя оба метода применимы как в математич. естествознании, так и в историч. науках (к к-рым неокантианцы относят не только большинство гуманитарных наук, но и часть естественных), М.и. доминирует именно в историч. науках, под к-рыми понимаются науки о возникновении принципиально нового, как в природе, так и в об-ве. Главную особенность М.и. Риккерт связывает с целью всякого историч. знания, к-рой он считает постижение, уникальности и целостности объекта исследования. Речь идет об индивидуальности объекта, взятого именно в целом, а не в его частях, поскольку целое не совпадает с суммой индивидуальностей его частей. Воспроизводя индивидуальное целое, М.и. нуждается, следовательно, и в услугах противоположного, генерализующего метода, но лишь как подчиненного. Рез-ты же исследования с помощью М.и. могут и должны описываться в понятиях, имеющих индивидуальное содержание, а не всеобщее, какое дает применение генерализующего метода. В противоположность иррационалистам Риккерт подчеркивает рациональный характер процедуры исследования, осуществляемой с помощью М.и. Индивидуальное, уникальное исторически однократное для него - это то, что вполне постижимо логич. средствами, к-рые и объединяются под эгидой М.и., так что здесь нет необходимости апеллировать ни к иррациональной интуиции, ни к "вчувствованию", ни к "вживанию" и т.д. Подчеркивая рационально-логич. характер процедуры, осуществляемой в рамках М.и. Г. Риккерт дает понять, что этот метод в такой же мере отвечает требованию научности, как и метод генерализующий, ориентированный на выдедение общего и повторяющегося, а не индивидуального и однократного. Он утверждает, что цель его учения о М.и. - обосновать научн. статус историч. наук и тем самым опровергнуть мысль противоположности науки и истории. Общезначимость индивидуализирующего понятия, являющегося основной целью М.и., обеспечивается тем, что оно отнесено к той или иной ценности к-рой получает удостоверение собственной общезначимости (и объективности). Индивидуальный объект, выделенный среди бесконечного множества других и превращенный таким образом в предмет мыслительной обработки, получает свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности и неповторимости, лишь потому что он выбран именно в свете общезначимых ценностей как имеющий определенный смысл. Индивидуальность, воссоздаваемая на основе М.я. совершенно иная, чем та, к-рой она отмечена в "эмпирич. действительности", взятой до ее мыслительной обработки в свете определенных ценностей. Хотя Г. Риккерт подчеркивал, что, во-первых, М.и. и генерализующий метод различаются лишь по своей логич. структуре, а в реальном исследовании они всегда сплетены друг с другом и, во-вторых, оба эти метода находят свое применение как в естественных, так и в гуманитарных науках, его концепция была использована для решительного противопоставления естественно-науч. и гуманитарного знания, т. е. в целях, к-рые принципиально отличались от его собственных. Концепция М.и., имеющая чисто логич. природу, была объединена в ряде случаев с концепцией "понимание" В. Дильтея. разработанной в рез-те содержательного, предметного противопоставления "наук о духе", имеющих дело с "духовно структурируемой" реальностью, естественным наукам, имеющим дело с "внешней" природой. Лит.: Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: логическое введение в историке науки. СПб., 1903; его же. Философия истории. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория.  М.: 1961. Ю.Н. Давыдов.

Просмотров: 616
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Упирать на что-л
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь