МЕТАСОЦИОЛОГИЯ

- критич. изучение определяющих принципов к.-л. совокупности уже аккумулированного социологич. знания. М. устанавливает степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Если такое соответствие не выявляется или выявляется в крайне незначительной степени, то это означает, что данная наука не достигла зрелости, не поднялась до уровня парадигматического статуса. Метатеоретич. знание - важный компонент социологич. знания. Философия (материалистич. понимание истории) и общая социологич. теория (историч. материализм) составляют исходную необходимую предпосылку социологич. знания, но они не тождественны этому знанию. Решение проблем на уровне социологич. знания, по разному выражению Г. В. Плеханова, - это решение арифметическое. Науч. понимание соц. развития не сводится только к установлению причин и следствий. Понимание соц. развития во всем его многообразии - это решение уравнений со многими неизвестными, или, говоря языком социологии, латентными переменными включая логико-методологич. и экспериментальный анализ данных  в их сопоставлении реалиями соц. мира. Переход от арифметич. к ачгебраич. познанию соц. реальности - это переход к эвристич. поиску на основе анализа соц. факторов и использования современных методов математики, наиболее адекватных объективным требованиям соц. реальности решений. Выделяются обычно два основных вида метатеорий. Это метатеории, к-рые являются предпосылками выработки социологич. теории, и метатеории, к-рые связаны с ее развитием. Мета-анализ - это анализ существующих структур социологии вообще, равно как и ее различн. компонентов - принципов, подходов, концепций, методов и теорий. Отличие М. от социологии состоит в том, что объектом исследований социологии является соц. реальность, а объектом М. - сама социология. М. решает три проблемы: выработка четкого критерия, позволяющего различать научн., ненаучн. и псевдонаучн. социологич. знание; выявление эпистемологич. и онтологич. оснований дифференциации явлений и процессов, относящихся к сфере социологич. знания; построение практич. процедур и правил для исследования двух вышеобозначенных проблем. М. осуществляет анализ социологии извне и изнутри. С внешней т. зр. социология - специфическое соц. явление, к-рое, подобно другим явлениям, доступно социологич. анализу. В него входит, напр., изучение обществ. роли данной социологич. теории, ее функций (служебных или критич.) по отношению к определенной политич. системе, исследование ее влияния в об-ве за пределами узкопрофессиональной среды, соц. генезиса, классовой базы и т. п. С внутренней т. зр. социология исследуется как особая научн. дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов, отвлекаясь от их соц. контекста. М. - это такая же наука, как и социология. Но в отличие от социологии она связана с разработкой методологич. принципов социологии, знания. Она берет социологию в качестве ооъекта изучения. Исследование содержания, валидности и надежности социологич. знания - необходимое условие совершенствования и раз-ития социологии - ее теории и методологии, Упрочения ее научн. статуса. Лит.: Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.

Просмотров: 1247
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Методология применения математических методов в социологии
  • О.Конт как создатель социологии
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОНИМАНИЕ знания
  • ПОНИМАНИЕ знания
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Социология психологического знания
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • Это



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь