ФЕМИНИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

- предлагаемая идеологией феминизма альтернатива классической методологии социального знания с характерными для последней принципами эмпиризма, объективности и рационализма.

Ф.М. исходит из критики позитивистской стратегии исследования, акцентируя ее андроцентристский уклон. Проблема андроцентризма находит свое выражение в непредставленности женского опыта в социальном знании. Такие проявления андроцентризма как: нечувствительность традиционной методологии к опыту женщин при выборе тем исследования, абстрагирование задач исследования от интересов женщин, отсутствие видимого участия женщин в качестве исследователей и разработчиков теорий, доминирование андроцентристских принципов при разработке исследовательского дизайна, гендерная специфичность понятийного аппарата и языка анализа данных, обобщение результатов исследования выборок только мужского населения на генеральную совокупность - служат обоснованием необходимости развития феминистских исследовательских практик, а также "включения женщин" в научный дискурс.

Задачи феминистских методологов не ограничиваются включением женского опыта в систему социального знания; конечной целью представляется переформулирование философских оснований исследовательского процесса и построение альтернативной эпистемологии, выходящей за границы собственно социологического знания и претендующей на роль междисциплинарной.

Феминистски ориентированные исследователи обнаруживают разногласия в связи с деконструкцией позитивистской эпистемологии. Некоторые из них обосновывают целесообразность использования позитивистской модели познания социальной реальности при условии включения женского опыта. В позитивистской модели допускается существование объективной реальности, которая может быть познана посредством объективных, рациональных, логически обоснованных исследовательских процедур. Постулируется существования объективной истины, которая не зависит от переживаемого объектом исследования опыта. В рассматриваемой позитивизмом дихотомии субъект/объект познания именно субъекту (исследователю) отводится приоритет в процессе обнаружения объективного знания и значения переживаемого опыта. От исследователя ожидается подчинение принципу объективности и свободы от личных ценностей. Используемые в исследовательском процессе техники должны отвечать требованию квантификации.

Часть исследователей, придерживающихся феминистских взглядов, занимают противоположную позицию, отрицая объективность в качестве требования, предъявляемого к научному методу. Признается несостоятельность ожидания абсолютной объективности, в связи с чем в исследовательский процесс включаются субъективные элементы. В наиболее радикальных вариантах феминизма (к которым ряд представителей Ф.М. относят постмодернизм) отрицается существование объективной, логически упорядоченной реальности как таковой; в качестве альтернативы последней допускается множественность моделей и интерпретаций жизненного опыта.

Большинство феминистски ориентированных исследователей признают проблематичность объективного применения научного метода познания (субъективизм исследований связан с господством в науке и культуре андроцентристских ценностей), не исключая, однако, потенциальную возможность обнаружения релевантного знания.

Сфера социального не является объективной и существующей вне и независимо от субъекта познания. "Объективное" и "субъективное" в процессе познания не существуют отдельно друг от друга. Социальная реальность есть результат взаимодействия познающего (его опыта) и познаваемого; в связи с этим постулируется контекстуальность социальной реальности.

Субъект познания не может быть объективным в позитивистском понимании; он обладает собственными интересами и занимает определенную позицию. В процесс феминистски ориентированного исследования вводятся этические и нравственные отношения. Исследователи отрицают традицию ценностного нейтралитета познающего, который в рамках Ф.М. получает возможность выбора оценки в ситуации интерпретации полученного результата. Значимость субъективного возрастает. Требование объективности процесса и результата познания замещается стремлением к познанию свободным от стереотипов сознанием.

Социология как наука и ее эпистемологические основания рассматриваются Ф.М. как зависимые от господствующей в обществе идеологии . Поскольку процесс познания с необходимостью является локальным и контекстуальным, а новое знание также носит контекстуальный и индивидуальный характер, то такие позитивистские критерии объективности, как постоянство и повторяемость, не могут быть применимы с целью верификации получаемых знаний.

Существование специфических феминистских методов исследования отрицается большинством представителей феминизма. Однако специфика феминистской эпистемологии детерминирует некоторые особенности применения методов исследования.

Ф.М. отличает ее рефлексивный характер, выражающийся в стремлении исследователей анализировать собственно процесс получения знания . Поскольку в процесс обсуждения результатов включаются те, на кого направлен процесс познания, то рефлексии подвергается интерпретация собственного жизненного опыта информантами. В связи с тем, что познающий не является беспристрастным субъектом и его позиция не может быть нейтральной, рефлексии (саморефлексии) подлежит также и степень влияния ценностей и интересов познающего на каждом этапе исследовательского процесса. Рефлексивному анализу подвергаются отношения власти между познающим и познаваемым в конкретной исследовательской ситуации и оказываемое этими отношениями влияние на результат исследования.

Методология феминистских исследований характеризуется также ориентацией на личную вовлеченность познающего субъекта в исследовательский процесс наряду с его участниками. "Участвующее исследование" способствует упразднению иерархических отношений между познающим и познаваемыми. Тем самым уменьшается эффект навязывания исследователем собственной позиции, повышается роль участников в процессе производства знания ("взгляд сверху" заменяется "взглядом снизу"), а также обеспечивается представленность в социальном знании опыта других социальных групп.

Феминистская теория использует как традиционные количественные методы  (в особенности обследование), так и качественные. Традиционные научные методы могут подвергаться модификации в соответствии с феминистскими принципами. Ф.М. не исключает использование таких методик и техник, которые игнорируются исследователями традиционного толка. Феминистски ориентированные исследователи разрабатывают также оригинальные методы и техники, дополняющие традиционные. Большинство исследователей разделяют триангуляционный подход, суть которого заключается в сочетании и комбинировании множества методов исследования как количественных, так и качественных.

В целом Ф.М. отдает приоритет качественному подходу; некоторые исследователи даже обосновывают необходимость перехода на исключительно качественную методологию, ссылаясь на несовместимость генерализирующих количественных позитивистских методов с ценностями феминизма. Ф.М. предпочитает общему теоретизированию локальное, специфическое, детальное объяснение жизненного опыта. Количественные методы, с позиции Ф.М., формируют достаточно упрощенное, поверхностное понимание исследуемой проблемы. Преимущество качественного подхода усматривается также в том, что он способствует налаживанию партнерских отношений между познающим субъектом и участниками исследования.

В феминистских исследованиях широкое применение получило полуструктурированное интервью,  которое способствует выявлению мыслей, чувств, ценностей опрашиваемых женщин. Метод углубленного интервьюирования отличается неформальным обменом информацией, личным опытом, чувствами по заданному вопросу между исследователем и интервьюируемыми.

Другим качественным (этнографическим) методом, используемым в феминистских исследованиях, является включенное (участвующее) наблюдение, особая ценность которого заключается в опытном познании реальности. Ученый подвергает анализу не только излагаемые участниками исследования факты, но и окружающую его материальную реальность, разделяя тем самым опыт других людей.

Такой качественный метод исследования как устная история  (излагаемая женщиной в связи с заданной темой) обеспечивает непосредственное участие женщин в производстве научного знания.

Включение в анализ различных биографических методов исследования (в том числе и таких его разновидностей, как автобиографический и аксиобиографический методы) позволяет изучить личный жизненный опыт интервьюируемых женщин.

Особое место среди методов феминистских исследований занимает анализ культурных артефактов, в том числе и дневников. Дневник, являющийся разновидностью автобиографии, позволяет осуществлять исторический анализ жизненного опыта женщин (который традиционно игнорировали патриархальные исторические и литературные исследования), анализ феноменов самопрезентации и культурной самоидентификации автора, а также анализ событий, относящихся к определенному историческому периоду.

Феминистски ориентированные исследования направлены на выявление асимметрии гендерных отношений (которые пронизывают все сферы жизнедеятельности человека). Характерная черта феминистских исследований - стремление услышать другого (представителей различных социальных групп, в первую очередь - женщин) и высказать собственный взгляд самому исследователю. Феминистски ориентированные исследователи различают теоретическую и практическую ценность проводимых ими исследований. С одной стороны, они подчеркивают значимость обогащения эпистемологии опытом и интуицией женщин, а также необходимость формирования новой системы знания, основанной на идеологии равноправия полов; с другой стороны, ценность полученных результатов связывается с возможностью использовать их в борьбе с дискриминацией женщин.

В.В. Костюк

Просмотров: 972
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Качественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы исследования
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Методы исследования теоретические
  • МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • Методы эмпирического исследования
  • Механицизм как особый способ исследования
  • НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь