VERSTEHEN

(нем.) — эквивалент термина "понимание". При использовании в социологическом контексте обычно относится к значимому пониманию — процедуре, в которой и социальные акторы, и социологи "интерпретируют" и получают доступ к значениям других. Немецкий термин связан прежде всего с творчеством Макса Вебера, установившего в качестве "особой задачи наук о деятельности ...интерпретацию деятельности с точки зрения субъективного значения" (Вебер, 1922), отличая социальные науки от естественных наличием такой ориентации. В литературе существует путаница, иллюстрирующая проблемы, способные возникать в любом понимании значений, и сводящаяся к тому, относится ли веберовское verstehen только к сомнительному психологистскому и "интроспективному", "эмпатическому" пониманию, при котором социолог просто "воображает" себя на месте человека или группы, или же к гораздо более "объективной" оценке, когда "субъективные значения" акторов можно "вычитать" из "языка" объективных социальных значений. В действительности веберовское словоупотребление, похоже, предполагает элементы обеих этих возможностей, но в первом случае он пытался найти какие-либо "экзистенциальные" психологические предположения, содержащиеся в "эмпирических порядках опыта". Однако некоторые критики продолжают видеть в веберовс-ком и любом другом использовании понятия "verstehen" только элемент сомнительной интроспективной психологии (например, Абель, 1977), а другие (например, Уинч, 1958; Мейсинтаэр, 1962) доказывают, что было бы лучше, если бы Вебер свел его к значимому пониманию во втором смысле и не стремился объединить значимое понимание и "причинное объяснение" . Еще одна проблема заключается в том, что Вебер понимал под "причинным объяснением" в контексте значений акторов либо значения в себе, функционирующие в качестве "причин" (употребление, против которого возражают некоторые философы; ср. Уинч), либо способ порождения более широких причинных гипотез, основанных на "всеобщностях", которые, по крайней мере до некоторой степени, должны, в свою очередь, сами быть "проверены" опытом. Похоже, Вебер снова обратился к "причинам" в обоих этих смыслах. Именно в таком контексте социологию Вебера можно рассматривать как "дом на полпути" между вполне позитивистской социологией без какого-либо места для значений акторов и вполне "интерпретативной социологией" без места для причинного анализа. Веберовское представление состояло в том, что социология должна функционировать в соответствии со значениями акторов, а выбор не должен сводиться к чисто физической или механической причинности.

Просмотров: 1042
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЕБЕР
  • ВЕБЕР
  • ВЕБЕР (WEBER) Альфред (1868-1958)
  • ВЕБЕР (WEBER) Альфред (1868-1958)
  • ВЕБЕР Альфред
  • ВЕБЕР Альфред
  • ВЕБЕР Макс
  • ВЕБЕР Макс
  • Вебер Макс
  • Вебер Макс
  • ВЕБЕР Макс
  • ВЕБЕР МАКС
  • Вебер Макс
  • ВЕБЕР Макс
  • ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФОРМАЛИЗМА
  • КРИТЕРИЙ ЗНАЧЕНИЙ
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • Настраивать кого-либо против кого-то
  • Обелять кого-либо
  • Отыгрываться на ком-либо
  • ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В КАКОЙ-ЛИБО АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ (ОТСЕКЕ)
  • Подхватить чью-либо мысль
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • распределениеэкстремальных значений типа III
  • СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ КРАТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь