СТРУКТУРАЛИЗМ

(structuralism) — 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. (В более узком значении) форма анализа, в которой "структуры" обладают приоритетом (онтологическим, методологическим и т.д.) перед акторами. 3. (В лингвистике, например, Соссюра и Чомского) анализ структурных особенностей языка(ов); особенно скорее синхронических отношений между лингвистическими элементами, чем применение диахронического, исторического или сравнительного исследования, как было принято в лингвистике прежде (см. синхрония и диахрония) . 4. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой (см. смысл 3) как "знаковые системы". Здесь акцент делается на "невидимых", но обнаруживаемых структурных отношениях между "концептуальными элементами" в социальной жизни (например, отношениями противоположности и контраста или иерархии). Подобные концептуальные элементы считаются конечными целями исследования в социальной науке и структурными детерминантами социальной действительности, хотя по существу применяются одни и те же методы независимо от того, является ли рассматриваемый феномен текстом или обществом. Структурализм в социологическом анализе просматривается в работах антрополога Клода Леви-Стросса, культурного семиолога Ролана Барта и психоаналитического теоретика Жака Лакана. В трудах Леви-Стросса социальные мифы и другие формы - результат тенденции человека мыслить с точки зрения двоичных противоположностей (например, "сырое / жареное", а в отношениях родства — достигший / не достигший брачного возраста). 5. доктрина, утверждающая, что социальные исследования должны быть направлены на "проявления, не лежащие на поверхности", чтобы достичь глубинной, в конечном счете более "реальной" структуры, определяющей социальные отношения.  Показательно в этом общем смысле утверждение Маркса: "Если бы сущность и явление совпадали, не было бы никакой нужды в науке". Далеко не всегда зависящий от лингвистических аналогий структурализм в последние годы получил новый стимул в заимствовании некоторых значений 4 (например, см. Алыпюссерианский марксизм). По Лакану, структурализм заменяет "децентрированием" прежде центральное место индивидуума во многих социальных изучениях. Аналогичным образом, считает Фуко, индивидуумы не должны более рассматриваться в качестве "субъектов" истории. Критики доказывают, что социологии необходимо продолжать принимать за главную причастность акторов к конструированию и реконструированию значения и социального мира, обвиняя структурализм в необоснованной материализации оценок социальной действительности. Ведь и другие возражения — отрицание внеисторического подхода и спекулятивный, плохо "проверяемый" характер многих утверждений. Компромиссы между теориями структуры и индивидуальной воли достигались довольно часто. Бергер и Пулберг (1966), например, предлагают диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой "социальная структура"  стоит не "отдельно от человеческой деятельности, воспроизведшей ее, но, будучи однажды созданной, "противостоит индивидууму (и) ...как чуждая фактичность (и) ...как средство принуждения". Сравнительно недавно Гидденс выработал понятие "дуальность структуры  ", содержащее как структуру, так и индивидуальную волю. Чтобы проникнуть в "структурирование" социальных действий, "следует найти объяснение, каким образом структуры конституируются посредством деятельности, и, соответственно, деятельность — структурой" (см. также Структурационная теория). Споры о воле и структуре в социологии имеют фундаментальное значение для дисциплины и вряд ли когда-либо будут решены. Дебатируется вопрос о том, являются или нет основополагающими причины и непредвиденные последствия  (социальных действий), и если являются, то каким образом социологи могут их исследовать. Какими бы ни были оговорки относительно структурализма, ясно, что все его значения поднимают основополагающие вопросы в социологическом анализе, имеющие ценность в борьбе против одностороннего индивидуализма. Значения терминов 3, 4 и 5 были особенно модными в период 1960—70-х гг., давая новый стимул теоретической социологии в ряде областей (например, см. Семиотика). В равной мере, однако, структурализм сам часто рассматривается как неоправданно односторонний (см. Структура и воля) даже некоторыми из его прежних приверженцев (см. Постструктурализм).

Просмотров: 787
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ (или СТРУКТУРЫ)
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • ДУАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЛАБОРАЗВИТОГО,
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • О.Конт как создатель социологии
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь