ИСТОРИЗМ

— (historicism) 1. Подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях. Обычно историческое понимание и/или объяснение включает способы, особенно соответствующие социальным исследованиям или гуманитарным наукам (например, значимые понимание и объяснение;  герменевтика), а не те формы (см. Модель сопроводительного закона и дедуктивное помологическое объяснение), которые принято считать стоящими выше технических наук. См. также Коллингвуд; Цильтей; Гадамер; Виндельбанд; Идиографический и номотетичес-кий; Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften  (прил.). 2. Расширенное значение 1 Карлом Поппером для идентификации двух видов объяснения в историческом и социальном исследовании, отличающегося от нашего понимания физического мира: (а) ненатуралистский историзм, как в смысле 1; (b) натуралистский историзм. В последнем некоторые теоретики философии и социологии (особенно Гегель, Конт и Маркс) видели причину непонимания и искажения истинного характера научного предсказания (Поппер, 1957) "исторического изменения". Поппер показывает, что и формы историзма, и неумение оценить характер научных законов и теорий зависят от специфических "начальных условий". Поппер относит исторические предсказания, в частности, Маркса о крахе капитализма, к ненаучным "пророчествам". В представлении Поппера, как только ограниченный характер научных законов становится очевидным, аргументы против уместности их использования в исторических объяснениях (не-натуралистский историзм) также должны терпеть крах, ибо ссылка на них не должна противоречить признанию существования элементов уникальности социальных ситуаций (см. также Ситуационный анализ и ситуационная логика). Существуют некоторые подобия (несмотря на отдельные различия) между идеями Поппера и возражением Вебера против исторического материализма, а также его подходом к значимому объяснению и к идеальным типам в историческом социологическом анализе. (И Поппер, и Вебер, например, применяют рациональные экономические модели в качестве эталонного теста.) Критики взглядов Поппера, однако, обвиняют его в изготовлении "соломенного чучела" из теоретиков, против которых он выступает, указывая, что многое в его аргументации полагается на его же спорной модели сопроводительного закона. Ведь различия в степени и, возможно, характере исторической и социальной действительности, с одной стороны, и физической — с другой, широко подтверждены в социологии. Концепции, охватывающие значение историзма в смысле 1, разъясняют их, но нет единодушной точки зрения относительно ;ого, что между наукой и "ненаукой" можно провести простое различие (см. также Наука; Социология науки).

Просмотров: 592
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ЗНАЧИМЫЕ ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Историзм в социологии
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МОДЕЛЬ СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ЗАКОНА И ДЕДУКТИВНОЕ НОМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь