НЕОТОМИЗМ

- направление в совр. буржуазной философии морали, в к-ром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философско-религиозного учения (само название «Н.» происходит от латинизированного имени средневекового схоласта Фомы Аквинского - Thomas). Осн. представители Н. (данное направление в этике известно также под названием теории «естественного закона») - фр. философы Маритен и Э. Жильсон, у к-рых нашлось мн. последователей среди ортодоксальных католических теологов, теологов, близких к протестантизму, а также философов религиозного толка. В отличие от неопротестантизма, к-рый является направлением откровенного иррационализма в этике, Н. представляет собой попытку включить в религиозное мировоззрение нек-рые принципы этического рационализма. Это нашло выражение в построении дедуктивной системы понятий, с помощью к-рых обосновываются требования нравственности, по принципу иерархии (последовательного их подчинения) и в придании универсального характера основополагающим принципам морали. Конечным и высшим основанием морали сторонники Н. объявляют «божественный закон», к-рый имеет ряд градаций. Высшая его ступень - «вечный закон», определяющий природу самого бога. Если неопротестанты считают источником нравственности изменчивую волю бога, то неотомисты мыслят божественную природу неизменной, считают, что «божественный разум» раз и навсегда предопределил содержание моральных требовании. В связи с этим допускается в известных пределах« рациональное обоснование этих требований, хотя оно и считается недостаточным без религиозной веры. Понятие «вечный закон» позволяет католикам проводить мысль о неизменности и абсолютности христианских норм (Абсолютизм). Следующей ступенью является «естественный закон»  -данная человеку богом природа. В этом понятии сосредоточены наиболее демагогические стороны католического учения о нравственности: мораль - это не только те требования, к-рые предъявляет чеяовеку существующее (в данном случае буржуазное) об-во, но вместе с тем и потребности самого человека; между ними, следовательно, нет противоречия. Подчеркивается даже, что нравственность должна вести человека к счастью. На этом основании Ж. Маритен называет свою теорию «истинным гуманизмом». Сущность этого «гуманизма» заключается в том, что сами потребности человека толкуются в религиозном духе: счастья, напр., считается возможным достичь в полной мере лишь в загробной жизни. Следующая ступень «божественного закона» -«человеческий позитивный закон», к-рый, по сути дела, означает законы, формулируемые буржуазным государством, правом и церковью. Трактуя эти законы как конкретное развитие «естественного закона», этика Н. прямо раскрывает свое назначение в качестве идеологической защиты капиталистического об-ва. Подлинной добродетелью неотомисты провозглашают строгое выполнение волн государства и др. буржуазных институтов. Если «вечный закон» толкуется в абсолютистском духе» то позитивный закон, напротив, представляется меняющимся в зависимости от обстоятельств. Так получают высшую моральную санкцию измене политического курса буржуазного государства, политическая беспринципность буржуазии. Неотомистская этика, одна из наиболее апологетических и демагогических теорий морали на Западе, откровенно служит оправданию буржуазной действительности.

Просмотров: 349
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
  • Естественный нравственный закон
  • ЗАКОН
  • Закон
  • ЗАКОН
  • Закон Дюбуа-Раймона (1) о сокращении мышцы под влиянием электрического тока
  • Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
  • ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  • Закон естественный
  • ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (железный закон заработной платы)
  • Закон качественных изменений ( закон перехода количественных изменений в качественные) в
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • закон оптимума мотивации (закон Йеркса-Додсона)
  • Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • Закон противоречия
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА ТРУДА
  • ЗАКОН, ЕСТЕСТВЕННЫЙ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (моральный закон)
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • Ньютонов закон тяготения (всемирного тяготения закон)
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН
  • Противоречия закон
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь