КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

- осн. категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», к-рый гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь к-рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т. е. чтобы все др. могли также ему следовать). Кант считал, что в К. и. он открыл независимый от опыта (априорный) принцип, из к-рого можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать др., то она не является правильной). На самом же деле, поскольку данный принцип формален (Формализм), с его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под этот принцип подпадает всякая, в том числе и ложная, консервативная система нравственности. К. и. имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали; каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. К. и. (безусловное повеление) Кант отличает от условного императива (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности. Кант указывает, что условный императив не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели и стремления всегда различны. В этом кантовском представлении нашла отражение социальная реальность,  основанная на противоположности частных интересов, присущей буржуазному об-ву. Отрицая принципы условного императива в качестве морального критерия. Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа, порождаемых частной собственностью. Он отверг истолкование морали в соответствии с характерным для буржуазной политики принципом «Цели оправдывают средства» (Цели и средства. Мораль и политика. Макиавеллизм, Иезуитизм), отверг существующую практику использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей. Вместе с тем, сделав акцент на формальном долге, вытекающем из К. и., Кант, в сущности, отрицает конкретный, целенаправленный характер морального действия, через к-рое реализуются социально-этические потребности человека. Буржуазному принципу «взаимного использования», оправдывающему эксплуатацию человека человеком. Кант противопоставил К. и. в его следующей формулировке: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. На этом основании неокантианцы Г, Коген, П. Наторп, К. Форлендер видели в Канте основоположника социализма (Этический социализм). Однако сам он считал свой принцип практически неосуществимым в жизни и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей». в потусторонний мир. Эта т, зр. Канта вполне соответствовала «бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров», «приукрашивающим выразителем интересов которых он был...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 182, 1?4). Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель  - ничто, движение - все!».

Просмотров: 851
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Безопасные условия для человека
  • Война всех против всех
  • Государство и война всех против всех
  • И. Кант: Мир нравственности и категорический императив
  • И. Кант: Чувственность и ее всеобщие формы — пространство и время
  • Иммануил Кант
  • КАНТ
  • КАНТ (Иммануил)
  • КАНТ И.
  • КАНТ Иммануил
  • Кант Иммануил
  • Кант Иммануил
  • КАНТ Иммануил
  • КАНТ Иммануил
  • КАНТ Иммануил
  • КАНТ Иммануил
  • Кант Иммануил
  • КАНТ ИММАНУИЛ
  • КАНТ ИММАНУИЛ
  • Кант Иммануил
  • Приемлемые цели
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЕ (ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ)
  • ЦЕЛИ И СРЕДСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь