ИЕЗУИТИЗМ

(иезуитство) - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus) и исторически связан с церковно-полити-ческой организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. и построенной по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль са поступками и помыслами не те АО «братьев» по ордену, но возможно большего числа людей в различных, в т ч. и некатолических, странах, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благодаря более чем сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради аяшей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма. «Цель оправдывает средства» -этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом И, (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства). Т. обр., для морали И. - в целом характерны так или иначе скрытая ложь и т. наз «законничество», служащие оправданию беззаконных по своему существу действий, полное подчинение содержания нравственных принципов произвольно и казуистически истолкованным юридическим и моральным нормам, лицемерная апелляция к отдаленным «высоким целям» ради оправдания непосредственных низменных действий В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть прокламируемых «благих целей», поскольку объективные результаты человеческой деятельности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу аморальные) цели, поскольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри принявшей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Просмотров: 502
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • Внутри группы
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕ-ИЛИ-НИЧЕГО
  • НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
  • Операционная система организации
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПО СУЩЕСТВУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОНЯТИЕ
  • ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Эффективность деятельности группы
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь