ФОРМАЛИЗМ

(лат. forma-наружный вид, внешнее очертание) - 1. Моральный - разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с т. зр. потребностей об-ва и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали -гуманизма, справедливости, уважения к людям. Для буржуазного об-ва типичен, напр., моральный пиетизм, когда за внешним соблюдением приличий скрываются несправедливость, бесчеловечность, неуважение к личности. Формальное отношение к морали приводит к снижению ответственности человека за его действия и поступки, умаляет значение сознательности и, убежденности в нравственности. Источником морального Ф. в классовом об-ве является догматизация требований нравственности, затушевывание их социального смысла (напр., «вечные» и якобы идущие от бога заповеди христианской морали). Теоретическое обоснование Ф. в морали мы находим в нек-рых этических концепциях. Суть их сводится к тому, что люди должны выполнять долг ради самого долга (деонтологиче-ский интуитивизм). При этом, как правило, игнорируется зависимость требований нравственности от конкретных условий, обосновывается необходимость безусловного подчинения абстрактным принципам или нормам без учета всех последствий действия, вообще оказывается предпочтение «букве закона» перед смыслом морального требования. В социалистическом об-ве формальное выполнение нравственных требований может явиться результатом недостаточной сознательности людей, отсутствия чувства личной ответственности, некритического отношения к привычным представлениям. 2. Этический - методологический принцип, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наиболее характерно в этом отношении кантианство. Кант пытался найти такой универсальный этический принцип, к-рый сохранял бы свою истинность везде и всегда, безотносительно к характеру исторической эпохи и содержанию конкретной ситуации, и из к-рого вместе с тем можно было бы вывести все конкретные нравственные требования. Такой принцип он увидел в категорическом императиве, к-рый, однако, на поверку оказывается совершенно бессодержательным именно в силу своей формальности. Такого рода Ф. находит проявление в нек-рых теориях совр. буржуазной этики (неопозитивист Р. М. Хеар). Однако для сторонников формалистического направления в совр. буржуазной этике (интуитивизма, неопозитивизма и др.) более характерен вообще отказ ставить и решать моральные проблемы и вопросы нормативной этики. Их интересуют почти исключительно проблемы логики морального языка, грамматическая форма и семантика моральных суждений, возможность определения моральных терминов. Бесплодие и пагубное значение такого Ф. заключается в том, что он уводит этическую науку от участия в решении социальных и моральных проблем современности, лишает ее возможности служить идейным оружием в борьбе с капиталистическим об-вом и его пороками. Марксизм не отрицает значения логико-формальных вопросов в этике, однако считает их более частными по сравнению с мировоззренческими и социальными проблемами морали.

Просмотров: 1058
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»
  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ПРИНЦИП НАУЧЕНИЯ
  • ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ
  • Кантианская теория морали
  • КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
  • ЛОГИКА МОРАЛЬНОГО ЯЗЫКА
  • Метод моральных дилемм
  • НОРМЫ МОРАЛИ
  • ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Принцип «все или ничего»
  • Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему
  • Принцип единства действий и требований к воспитаннику в семье, образовательном учреждении, социуме
  • Принцип сознательности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СТАНДАРТНЫЙ УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЯЗЫК МОРАЛИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь