ДЬЮИ (DCWEY) Джон

(1859-1952) - один из основоположников и гл. систематизатор идеалистической философии амер. прагматизма; автор т. наз. инструмеинталистской версии прагматизма, в контексте к-рой развивались и его этические взгляды. Отказываясь от неопозитивистской традиции, восходящей к Юму, Д. не делает принципиального различия между ценностными (в т. ч. моральными) и эмпирическими суждениями. Исследование, по Д., занимает такое же место в морали, какое и в науках о природе. «Исследование» же он понимает как процесс преобразования неопределенной, проблематической ситуации в определенную, решенную. При решении моральной проблематической ситуации необходимо, согласно Д.. «найти правильный тип действия, вернее, благо». Наиболее удачное решение проблемы, основанное не на интуиции, а на разуме, т. е на учете всех условий и взвешивании вариантов, и будет благом. Т. обр.. специфика морали как особой формы общественной регуляции человеческого поведения затушевывается, а этика сливается с общей теорией оценок. Выступая против абсолютизации этических категории (долга, справедливости, нравственного идеала и пр.), отвергая понятие высшего блага, Д. фактически подменяет нормативную этику релятивистской, инструментальной и индивидуалистической, Каждая моральная ситуация, по Д. является уникальной, обладающей своим незаменимым благом и имеет свою собственную единственную цель. Стремясь избежать обвинений в субъективизме, внутренне присущем его этической концепции, Д. указывает на необходимость различать то, что в каждой конкретной ситуации желается, и то, что желательно; то, что удовлетворяет кого-то, и то, что удовлетворительно. Во втором случае мы приписываем данному объекту ценность. Но это различение остается чисто словесным, т к. не имеет у Д. объективного критерия. Д. возражает против нередко приписываемого прагматизму принципа «Цель оправдывает средства» (Цели и средства). Хотя средства и могут быть оправданы только целью, использование нек-рых средств помимо достижения цели может дать, по Д, такие побочные результаты, к-рые обесценят саму цель. На эти положения, как и на свои этические взгляды в целом, Д. опирается, осуждая революционные преобразования об-ва, к-рые устремлены якобы к общим и неосуществимым идеалам. Д. выступает за частичные улучшения в рамках частных ситуаций и совершенствование существующих отношений путем постепенного накопления этих улучшений, Д. стоит на позициях мелиоризма, признавая амер. об-во несовершенным, он убежден в возможности его улучшения. При этом буржуазная демократия амер. типа объявляется им непременной предпосылкой как нормального функционирования социальных институтов, так и удовлетворения потребностей и интересов каждого индивида. Этика Д. носит апологетический характер и служит теоретическим обоснованием буржуазного реформизма. Этические взгляды Д. изложены в трудах: «Этика» (совместно с Дж. Тафтом, 1908), «Реконструкция в философии» (1920), «Человеческая природа и поведение» (1922), «Теория оценки» (1939) и др.

Просмотров: 720
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Автор как переводчик себя
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Семьи, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЕТЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
  • СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Упирать на что-л
  • ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Этические проблемы в психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь