ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

- собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. I В. с. - Никейский (325) - принял в первой редакции «символ веры» , осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антио-хийского и Иерусалимского митрополитов. II В. С. - Константинопольский (381) - был собран для уточнения Никейского «символа веры» и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. выработал формулу троичности бога, канонизировал «символ веры», а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. III В. с. - Эфесский (431) - проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем «разбойничьим», на к-ром Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с. - Халкидонский (451) — осудил монофизит-ство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств, роль в христианстве Константинопольского патриарха. .Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят. церковь. V В. с. – II. Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т.е. 3 богословов — Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию - богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константинопольский (680—681) - осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. -II Никейский (787) - осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с., а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселенскими созываемые ею соборы. В 12 в. состоялись 3 собора (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В 13 в. было также 3 собора: IV Латеранский - 1215, I Лионский - 1245, II Лионский - 1274. IV Латеранский собор утвердил ок. 70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амаль-рикан. XV В. с. - Вьеннский (1311-1312) — известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггарское и др. еретиков. XVI В. с. -Констаяцский собор, открывшийся в 1414, - принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над Я. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентииским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая православием. XVIII В. с. - V Латеранский - состоялся в 1512-1517. XIX В. с. - Тридентский (1545-1563) - проходил в обстановке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, составлено т. н. Тридентское исповедание веры - текст церк. присяги. XX В. с. - I Ватиканский (1869-1870) - провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI В. с. - II Ватиканский (1962-1965) - принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. я о задачах церкви в совр. мире.

Просмотров: 646
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • »О ЦЕРКВИ»
  • »О, ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР
  • Ватиканский Собор
  • Вселенский Собор
  • ВЬЕННСКИЙ СОБОР
  • Догмат о Церкви
  • КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • Отлучение от церкви
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Поместный собор
  • Протестантские церкви
  • Реформатские церкви
  • СОБОР
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР
  • Церкви Христа
  • Черные церкви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь