ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

- религ.-филос. направление, возникшее как обоснование правосл. вероучения и культа. Идейн. источниками П. ф. явились неоплатонизм, патристика, никейская ортодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков. ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христ. понятий сформулировать в соответствии с требованиями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их истинность и непреходящую ценность. Иоанн Дамаскин сформулировал исходные установки христ. схоластики, обосновал представление о науке как служанке богословия. В его соч. переплетаются рационализм и мистика, приверженность к никейской традиции с переосмыслением библ. представлений. В последующие века П. ф. приобретала все более мистич., иррациональный характер. В соч. т. н. исихастов (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кава-силы единственным средством познания божеств, истины признавалось молитв, созерцание, аскетич. подвиг, мистич. озарение. Только благодаря мистич. опыту становится возможным, по их мнению, постичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благодати. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонниками освобождения знания от церк. опеки, активно выступали против оппозиц. движения, обосновывали незыблемость основ феод. общества. Визант. философия оказала значит, влияние на др. правосл. церкви, в т. ч. и на русскую. На славян, язык были переведены сочинения «отцов и учителей церкви», исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14—16 вв. были сочинения «каппадокийцсв» (см. Патристика) и исихастов. Однако религ.-филос. воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созерцат. направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого. Зиновия Отенского. Хотя мистич. и схоластич. тенденции не приобрели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отд. отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В нач. 19 в. возн. т. н. академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубин-ским, В. Д. Кудрявцевым-Плато-новым, В. Н. Карповым, С. С. Го-гоцким, П. Д. Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от грея. soter — спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), правосл. антропологии (В. И. Несмелов, М. М. Та-реев), экклезиологии (Е. П. Акви-лонов). Нецерк. линия П. ф. разрабатывалась представителями «церк. обновления», славянофилами, «метафизики всеединства», «нового религ. сознания».

Просмотров: 414
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ИОАНН ДАМАСКИН
  • ИОАНН ДАМАСКИН
  • ИОАНН ДАМАСКИН
  • ИОАНН ДАМАСКИН
  • ИОАНН ДАМАСКИН (родовое имя Мансур, т.е. победительный) (ок. 675 - до 750)
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • П.Флоренский: Жизнь и сочинения
  • П.Флоренский:Философия символа и космоса
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Русская философия: борьба против и в защиту метафизики
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • Философия — служанка богословия
  • ФИЛОСОФИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: 90-е гг.
  • Философия Николая Кузанского
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь