Канализация

(canalization) Гарднер Мёрфи позаимствовал термин К. у Пьера Жане, и спустя неск. десятилетий, благодаря его оказавшей знач. влияние теории научения, это понятие стало общеизвестным. В соответствии с сегодняшним пониманием гипотеза К. представляет теорет. объяснение модификации побуждения (drive) как функции от многократного удовлетворения стимулами ограниченного диапазона. В отличие от известных видов обусловливания S-типа и R-типа (классического и оперантного), относящихся к тому, что Шеррингтон наз. подготовительными реакциями (preparatory reactions), К. относится к консумматорным реакциям (consummatory reactions). Вкусовая реакция ребенка может канализироваться в высокое предпочтение мороженого в одной культуре и китового жира в другой. Обе К. будут приводить к удовлетворению челов. потребностей, однако первому ребенку после такой К. вряд ли придется по вкусу китовый жир, точно так же как и второй мог бы счесть для себя мороженое далеким от желаемого идеала. В сущности, гипотеза К. пытается дать объяснение процессу, в ходе к-рого первонач. нейтральный стимул приобретает положительную ценность в качестве "удовлетворителя" (satisfier) при одновременном сужении диапазона др. стимулов, способных обеспечить удовлетворение побуждения. Коль скоро имеет место актуальное удовлетворение побуждения, в какой-то степени будет происходить и К. Очевидно, однако, что при этом следует ожидать вариаций в силе возникающих К. в зависимости от различных факторов. Мёрфи представил общую классиф. этих переменных. Первая переменная связана с силой самих потребностей: чем сильнее потребность, тем больше эффект удовлетворителя в формировании К. Потребности могут существенно различаться по своей силе, что приводит к формированию соотв. канализаций. Др. связанная с силой потребностей теорема гласит: чем сильнее побуждение, тем шире спектр приемлемых удовлетворителей и тем больше генерализация канализаций. Тж, чем сильнее побуждение, тем больше готовность к принятию менее предпочтительных удовлетворителей. Вторая важная переменная определяется на основе интенсивности удовольствия (gratification): чем больше вызванное удовлетворение (satisfaction), тем сильнее К. и тем выше скорость, с к-рой она будет протекать. Удовлетворение потребности не обязательно сопровождается ослаблением напряжения. К. являются функцией удовлетворений, к-рые могут связываться скорее с увеличением, нежели со снижением напряжения. Тертьей переменной является стадия возрастного развития индивидуума. Наиболее ранние К. у младенцев представлены относительно независимыми потребностями и удовлетворителями, к-рые опосредуются родителями к др. лицами из ближайшего окружения. Первым действительно постоянным источником удовольствия служит собственное тело ребенка. Др. (практически) вездесущим удовлетворителем является мать или замещающая её фигура - наиболее сильный удовлетворитель среди всех личных объектов в соц. окружении. По мере развития ребенка и pacширения его соц. мира развиваются его потребности и возникают новые желания. В процессе этого развития оформляется Я-концепция и К. приобретают направленность и индивидуальный характер. Предпочтения выражаются в отношении опыта, конгруэнтности собственному Я, и из таких встреч извлекается удовлетворение. Четвертая важная переменная - частота удовольствия: при прочих равных условиях чем выше частота специфических форм удовольствия, тем сильнее формируемые К. При очень сильных побуждениях и очень интенсивном удовольствии может установиться сильная К. При более умеренных побуждениях и удовлетворителях средней или слабой силы для возникновения заметных эффектов К. потребовался бы неоднократный опыт. Именно здесь уместно применение данной формулировки и проведение эмпирических исслед. эффектов знакомства (familiarization) с различными удовлетворителями. Следует помнить, однако, что в число челов. побуждений входят любопытство и потребность в развитии и росте; существует определенный уровень притязаний и потребность в совершенствовании. Такого рода побуждения заставляют человека отказываться от знакомого и известного и стремиться к новому и неизведанному. Эта противодействующая тенденция до сих пор изучена слабо, но она представляет собой фундаментальную силу такого же значения, как и процессы К. Проверка и уточнение осн. положений теории К. в контролируемых исслед. происходит довольно медленно. Нек-рые из наиболее ярких подтверждений фундаментальной гипотезы получены в исслед. животных, в частности в экспериментах Пола Юнга по изучению степени знакомства как фактора пищевых предпочтений животного. Исслед. людей, как правило, концентрируются на модификации склонности к экзотическим продуктам как функции от степени знакомства. См. также Классическое обусловливание, Личность Ю. Л. Хартли

Просмотров: 780
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • F00.2х* Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа (G30.8+)
  • «В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?
  • ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ВРЕМЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Говорить ни о чем
  • Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ ЗНАТЬ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОТРЕБНОСТИ-ВЛЕЧЕНИЯ-ПОБУЖДЕНИЯ, МОДЕЛЬ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Сказать о чем-то глухо
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Число как сущее в античности
  • Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь