ЛИБЕРАЛИЗМ

(от лат. liberalis - свобод-щй) - понятие, обозначающее тех, кто уповает на прогресс в об-ве, причем в основном лишь путем проведения отдельных реформ и преобразований. Собственных корней в России (к моменту своего появления на отечественной почве в самом кон. XVIII и 1-й трети XIX в.) Л. не имел. В. В. Леонтович в "Истории либерализма в России (1762-1914)" утверждает, что "либерализм - творение западноевропейской культуры", что "и идеологически, и практически русский либерализм в общем был склонен к тому, чтобы получать и перенимать от других, извне". Но на рус. почве он обрел и свои специфические черты. Как течение общественной мысли Л. имеет свое теоретическое обоснование в системе определенных мировоззренческих положений. В то же время он выражается в практических политических действиях. Т. обр., можно говорить о Л. теоретическом и практическом, тесно взаимосвязанных. Первые теоретические разработки либерального образа мыслей на рус. почве представлены в произв. Кавелина, Чичерина, С. М. Соловьева. Нельзя не упомянуть здесь Грановского, в работах к-рого хотя и нет последовательного изложения теоретических проблем Л., а тем более какой-то модели либеральных воззрений, но к-рого тем не менее следует назвать провозвестником теоретического Л. в России. Либеральные идеи в рус. общественной мысли зарождаются и оформляются в рамках западничества. Славянофильство, с его декларированием коллективистских, народных (национальных) и конфессиональных (православие) идеалов, с его идеей соборности (Хомяков), было чуждо духу индивидуализма, личной свободы и признания приоритета общечеловеческих ценностей. При всем разнообразии воззрений западников именно у них идеи Л. находили сочувственный отклик. Одной из центральных тем в рус. (как и в любом) Л. является рассмотрение проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве. О личности и ее свободе писало множество мыслителей, в т. ч. и рус, но далеко не каждого из них можно причислить к либералам. Только сознательное отношение к правовой проблематике, сопряженное с искренним желанием наиболее полного осуществления личной свободы человека в об-ве, рождает те или иные либеральные концепции. Не случайно также, что либеральные идеи находят свое наиболее адекватное выражение именно у Кавелина, С. М. Соловьева и Чичерина, т. е. осн. представителей т. наз. государственной школы в рус. историографии. В рамках тех построений, к-рые характерны для этой школы, главной сквозной темой является рассмотрение проблемы "государство - личность". Особое внимание к личностному началу в истории (что было характерно и для Грановского), анализ типов государственных отношений на Западе и в России - все это так или иначе содействовало более глубокому проникновению в проблематику, к-рая изначально присуща Л. как образу мысли. И все же именно разработка философско-правовой тематики, попытки разрешения важнейших вопросов философии права являются главными отличительными чертами либерального стиля мышления. Для рус. либеральной мысли, по крайней мере в период, когда она только заявила о себе на общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция, склонность опираться на принцип монархизма (у Чичерина - конституционного), к-рая долго была преобладающей в рус. Л. На грани веков (XIX и XX) наметилась иная тенденция - постепенное сближение либеральных лозунгов с демократическими программами (на этот факт, в частности, указывал Милюков). В конечном счете практики рус. Л. полностью отказываются от конституционно-монархической ориентации и сближаются не только с демократами, но и с социалистами. Практически это было концом Л. в России как течения общественной мысли. В рус. Л. на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно считать закономерным. Без наличия консервативных элементов либеральная теория теряет почву под ногами и либо полностью растворяется во множестве прогрессистских течений, либо трансформируется в одну из разновидностей радикализма. Др. особенность рус. Л. связана с тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной страной. Иными словами, в стране еще не были осуществлены гражданские свободы, а в недрах развивающейся либеральной мысли уже фигурировали свободы политические.  Конечно же, это социально-политическое положение России не могло не оставить отпечатка и на теоретических, и на собственно практических программах ранних рус. либералов. Оно сказалось и на отсутствии в тот период к.-л. серьезной социальной базы для либеральной идеологии (неразвитость т. наз. третьего сословия). Что же касается развития либеральной мысли в России кон. XIX и нач. XX в., то теоретическая ее разработка шла гл. обр. в русле исследования философско-правовой проблематики (В. С. Соловьев, Петражицкий, Новгородцев, Кистяковский, Гессен). Особо следует отметить полемику 1897 г. между Чичериным и Соловьевым, развернувшуюся на страницах журн. "Вопросы философии и психологии" по поводу кн. Соловьева "Оправдание добра". В этой дискуссии среди центральных стояли вопросы свободы воли и соотношения права и нравственности, являющиеся осн. для либеральной мысли.

Просмотров: 713
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века»
  • «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • Привычные действия или мысли
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Специфические действия или мысли
  • Техника «это еще не все»
  • ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
  • Упирать на что-л
  • ФАБРИКА МЫСЛИ, или «мозговой центр»
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Этапы развития социологической мысли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь