ГОРСКИЙ Александр Константинович

(18(30).12.1886, г. Стародуб Черниговской губ. - 24.08.1943, Тула) - философ, поэт, публицист, последователь Федорова. В 1897-1906 гг. Г. учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса к-рой (1910) был оставлен для подготовки к проф. званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 г. знакомится с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составляет сб. "Вселенское дело", посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его "Тяга земная", в к-рой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и B.C. Соловьева. В 1913 г. Г. опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции - сб. стихов "Глубоким утром (Песнопения)". В 1918 г. он знакомится с Сетнщким, в творческом содружестве с к-рым на протяжении мн. лет пропагандировал идеи Федорова, написал кн. "Смертобожничество" (1926). После того как Сетницкий уезжает в 20-х гг. в Харбин, Г. пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 г. Г. был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 г. отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 г. арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м вып. "Организации мировоздействия". Харбин, 1928 (Русский космизм. М., 1993), Г. обсуждает, наряду с др., такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во "всемирный ум", "мозг земного шара". Наука, по Г., не организована вдвойне; как сумма понятий и методов, с помощью к-рых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Г., немыслима без одновременно "художественной организации науки и религиозной организации искусства". Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек - мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как "возглас пессимизма и скепсиса", а как "бодрый принцип ориентировочной деятельности" - человек собирается измерить собой все в мире вещей. Совр. наука, полагает Г., доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена "священная цель воскрешения".

Просмотров: 437
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Кристаллографические системы Федорова
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Феномен Федорова
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и организация
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь