ОПТИМИЗМ

(от лат. pptimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму. В обыденном понимании — это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие.

В филос. умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический, основными чертами которого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума (Логоса), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало. В деистических, секу-лярных, по преимуществу рационалистических, филос. системах О. опирается не на веру в Божественный Промысел, а на веру в способность человека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида.

Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия к.-л. его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Христианская философия, напротив, строго отделила оптимистические и пессимистические мотивы, которые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха, но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос. Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью, благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего. Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г. Галилеи), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения. В системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.Б.Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Лейбница, согласно которой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечное число возможных миров и, в силу своей абсолютно доброй воли, остановился на наилучшем варианте. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондор-се), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм, видевший завершение мировой истории в построении коммунизма — формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности.

Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимическое мировоззрение. Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А. Камю), о «страхе», «тревоге», «покинутости» (Ж.П. Сартр, П. Тиллих), о «заботе» (М. Хайдеггер), которые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние, напротив, в условиях, когда пошатнулись метафизические ценности, он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма.

В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений.

Просмотров: 628
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ТЕОДИЦЕЯ», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»
  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • Безопасные условия для человека
  • БРИАТИЧЕСКИЙ МИР или Бриа
  • Вера в справедливый мир
  • ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
  • Двигательные качества (способности) человека
  • Древо познания добра и зла
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР ЖИЗНИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Прелюдия к философии будущего
  • ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • Техника «это еще не все»
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь