НЕОФРЕЙДИЗМ

— обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к кон. 1930-х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления: психология личности (индивидуальная психология)  А. Адлера и цюрихская школа аналитической психологии, наиболее извест-

ным представителем которой был К. Г. Юнг. Сам 3. Фрейд полагал, что Юнг внес в психоанализ множество новшеств, в частности экспериментальное исследование психоаналитических понятий, понятие “комплекс”, применение в анализе мифологического и антропологического материала, утверждение учебного анализа как важной части в подготовке психоаналитиков, использование психоаналитической теории и терапии для понимания и лечения психозов. Аналитическая психология, сохраняя связи с психоанализом, вместе с тем во многом разошлась с фрейдизмом. Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд. Это повлекло за собой переосмысление фрейдистской концепции либидо. Общий подход к психике Фрейда, полагал Юнг, был механистическим и автоматически причинным. Юнг был убежден, что человеческие существа живут не только по законам, основанным на физических и механических причинах. Он критиковал Фрейда за то, что тот слишком резко разграничивал “галлюцинации” и “реальность”. Юнг интерпретировал психическую реальность как то, что переживается самим индивидом. В этом контексте бессознательное оценивалось не в качестве врага, а скорее как нечто потенциально полезное и созидательное. В частности, сновидения переставали быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Специфически трактовал Юнг и символы. Несогласие с Фрейдом касалось также вопроса о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности, принципиально разного истолкования происхождения совести и морали. Не совпадали представления Фрейда и Юнга об эдиповом комплексе. Юнг уделял большое внимание первичным отношениям между младенцем и матерью.

Основателями Н. стали К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преобразования. Оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, “социологизировали” психологию. Немалое воздействие на Н. оказала амер. школа культурантропологии.

В настоящее время  психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на самые разные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия существует во множестве вариантов: “пси-холощческая филос. антропология” (Л. Бинсвангер), “экзистенциальный психоанализ”  (Ж. П. Сартр, Э. Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией Г.В.Ф. Гегеля (П. Рикёр) или с феноменологическим учением Э. Гуссерля (Л. Раухала), психоаналитическая герменевтика  (А. Лоренц, Ю. Хабермае), “структурный психоанализ” (К. Леви-Строс, Ж. Лакан).

Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.

О Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993; Романов ИМ. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994.

Л. С. Ершова

Просмотров: 452
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Карл Густав Юнг (1875-1961)
  • ЮНГ
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • Юнг (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав (1875-1961)
  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав (1875-1961)
  • ЮНГ (Карл Густав)
  • ЮНГ К. Г.
  • Юнг Карл | JUNG, CARL (1875-1961)
  • Юнг Карл Густав
  • Юнг Карл Густав
  • ЮНГ Карл Густав
  • ЮНГ Карл Густав
  • ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
  • ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
  • ЮНГ Карл Густав
  • ЮНГ Карл Густав
  • ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
  • ЮНГ Карл Густав (1875-1961)
  • ЮНГ Карл Густав (1875-1961)
  • ЮНГ Карл Густав (1875—1961)
  • Юнг Карп Густав
  • Юнг Пол Томас | YOUNG, PAUL THOMAS (1892-1978)
  • Юнг Томас | YOUNG, THOMAS (1773-1829)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь