ГУМАНИЗМ

(лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей,жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба “третьего сословия” (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты

провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на “естественное” стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Балла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Бок-каччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее — в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной (“фаустовой”) цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.

В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие “естественной природы” человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии “ума и сердца” с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. револю-ционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен) и народников 1870-х гг.

Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс  не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в “одномерное существо”, в легко манипулируемого робота, в “винтик” огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы “человеческих отношений” (human relations), “генома человека”, все активнее заявляют о себе движения “зеленых”, требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику,

повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалис-тических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание,  на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни,  сюрреализм, дадаизм, “театр абсурда” и т.п.). Поскольку глобальные проблемы  носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Просмотров: 684
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Борьба за права человека
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • ВТОРИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Жизнь человека
  • Жизнь человека
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Подлинная жизнь человека
  • ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Преступления против собственности
  • Преступления против собственности
  • ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Русская философия: борьба против и в защиту метафизики
  • СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь