ЛОКК (LOCKE) Джон

(род. 29 авг. 1632, Рингтон, близ Бристоля - ум. 28 окт. 1704, Отс, Эссекс) - англ, философ, психолог, педагог. Главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т.е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду ограниченности познания, вещами, которые выше его способности понимания. Локк отрицал врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. Напротив, сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa,  и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал "идеями". Опыт не является ни (внешним) восприятием (ощущением), ни (внутренним) самонаблюдением (рефлексией). Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому так же безусловно само различие высших принципов. Согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. Для Канта, напр., большую роль сыграло учение Локка о "первичных" и "вторичных" качествах. Телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. Это "первичные" качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. Напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и т. д. суть "вторичные" качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной "разборчивости разума" (dispositions of the mind). В своем учении о государстве Локк ограничивает его деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех, а также разделение власти.  В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное - как беду. Высший закон - всеобщее благо. Как философ религии, Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет - может судить только разум, но не церковная догма; Локк близко стоит к естественной религии. Осн. произв.: "An essay concerning human understanding", 1690 (рус. пер. "Опыт о человеческом разуме", 1936); "Two treatises of government", 1690; "The reasonableness of Christianity", 1695.

Просмотров: 749
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Джон Локк
  • Джон Локк
  • Джон Локк (1632-1704)
  • ЛОКК (LOCKE) Джон (1632-1704)
  • ЛОКК (LOCKE) ДЖОН (1632-1704)
  • ЛОКК (LOKK) Джон
  • ЛОКК (Джон)
  • ЛОКК ДЖОН
  • Локк Джон
  • ЛОКК Джон
  • ЛОКК Джон
  • ЛОКК Джон
  • ЛОКК ДЖОН
  • ЛОКК Джон
  • Локк Джон
  • ЛОКК ДЖОН
  • Локк Джон
  • ЛОКК Джон
  • Локк Джон
  • Локк Джон
  • ЛОКК Джон (1632-1704)
  • ЛОКК Джон (1632—1704)
  • Локк Джон | LOCKE, JOHN (1632-1704)
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Локк:права и свободы человека в естественном и гражданском состояниях
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь