ВЫТЕСНЕНИЕ

(от позднелат. герressio - репрессия, подавление, карательная мера) - одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, отражающее защитный механизм психики, который состоит в изгнании из сознания неприемлемых для него переживаний, влечений и импульсов, а также их производных воспоминаний, эмоций и аффектов.

В. влечений, не соответствующих интериоризованным социально-этическим нормам или эстетическим вкусам и поэтому не проходящих "цензуры" "Сверх Я", удаляющего в Оно бессознательные влечения, представляет собой процесс перемещения нежелательного представления в бессознательное.

Однако при этом устраняется только осознанный образ желания, поэтому вытесняемые представления сохраняют всю свою энергию, которая продолжает оказывать давление на психику, и вытесненное стремится вернуться. Обратное проникновение в сознание симптома, как символа-заместителя того, что было вытеснено, вызывает страх, чувство вины и муки совести, поэтому сознание оказывает сопротивление, производимое путем перенесения, вызывающего амбивалентное к себе отношение.

Сопротивление, которое обнаруживается во время психоаналитического лечения, противодействует стремлению перевести бессознательное в сознание, поэтому само В. (Verdrangung) является патогенным процессом, который наблюдается при истериях, неврозах страха (фобиях) и навязчивых состояниях, а также в случаях Dementia praecox (шизофрении). Исследование истериков, например, приводит к убеждению, что им не удалось В. идеи, с которой связано несовместимое желание. Они устранили ее из сознания (памяти), но в бессознательном вытесненное желание продолжало существовать и делалось активным, посылая от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя (симптом), к которому присоединялись неприятные чувствования, поэтому вместо кратковременного конфликта наступало продолжительное страдание (невроз). Целью невротических симптомов обычно являлось удовлетворение сексуальных желаний. Симптомы представляли собой заместителей такого удовлетворения, а значит, как раз желание удовлетворить эротическое влечение было изначально вытеснено.

В практике психоанализа 3. Фрейд отказывается от использования гипноза (первоначально входившего в катартический метод  Брайера и предполагавшего приведение больного в сомнамбулическое состояние) и делает это потому, что только посредством исключения гипноза можно заметить факт сопротивления и, следовательно, В. В своем "Введении в психоанализ", например, 3. Фрейд утверждает, что именно при катартическом методе лечения патогенных ситуаций, практикуемом в технике психоанализа, становится очевидным существование желаний, которые переживаются как несовместимые с моральными взглядами личности. Вследствие психического конфликта, представление, которое возникает в сознании как носитель несовместимого желания, подвергается В. и забывается вместе с относящимися к нему воспоминаниями, будучи полностью устраненным из сознания. Собственно психоаналитическое лечение преследует цель переведения симптома в вытесненную идею по тем же путям, чтобы под руководством врача психический конфликт получил лучший исход и произошло выздоровление. При этом последствия психоаналитического лечения могут варьироваться следующим образом: или больной убеждается, что несправедливо отказался от патогенного желания, и принимает его всецело или частью, или это желание само направляется на более высокую, не возбуждающую никаких сомнений, цель (что называется сублимацией), или же отстранение этого желания признается справедливым, но автоматический, а потому и недостаточный, механизм В. заменяется осуждением с помощью высших психических сил человека; в итоге достигается овладение несовместимым желанием. Замаскированное исполнение вытесненных желаний может происходить в сновидениях, выражаясь в их явном содержании, которое вербализуется, будучи воспроизведенным по памяти, а также в том, что искажение сновидения представляет собой тот же самый процесс, что происходит при образовании истерических симптомов, когда факт В. указывает на происходящую борьбу душевных сил. Явное содержание сновидений, по существу своему, представляется искаженным заместителем бессознательных мыслей, и это видоизменение является делом защитных сил Я, т. е. тех сопротивлений, которые в бодрствующем состоянии вообще не допускают вытесненные желания бессознательного в область сознания. Во время сна, когда сознание ослабляется, эти сопротивления, будучи достаточно сильными, обуславливают .маскировку бессознательных мыслей, чему способствуют процессы сгущения и смещения, происходящие при работе сновидения. Вся фрейдовская теория толкования сновидений и символика неврозов построены на этой динамике сопротивления В.

К. Г. Юнг, основоположник культурологической ветви психоанализа, в своем "Определении терминов" к работе "Психологические типы", в частности, пишет, что В. тягостных содержаний может быть описано как интенсиональное забывание, путем которого сознательные содержания могут попадать на порог сознания.  Путем В., по мнению К. Юнга, создалось все содержание личностного бессознательного. В "Проблемах души нашего времени" Юнг отмечает, что, поскольку все, что осаждается в бессознательном, принимает ту или иную архаическую форму, то В. комплекса, который вызывает первобытный страх, означает, что комплекс выражается как архетип

Понятие В. у самого Фрейда Юнг характеризует как "пубертратное", т. е основанное на определенном периоде жизни человека, а именно на возрасте полового созревания, инфантильные комплексы которого способны распространиться на всю последующую жизнь. Содержание бессознательного, т. о., определяется инфантильными тенденциями, которые вытесняются в силу их несовместимости друг с другом. Вытесненные содержания претерпевают превращения в символах либидо, и содержанием комплекса становятся инфантильные фантазии, которые, в трактовке А. Адлера, например, продиктованы потребностью в самоутверждении; поэтому в психологической ситуации В. происходит следующее: аффект (симптом, который является причиной В.) низводит безличную данность противоположностей (в фрейдовском толковании - амбивалентность человеческих чувств) в личную сферу; так осуществляются те проекции, устранение которых составляет суть психологической работы как терапевтического метода.

Снятие В. личностных фантазий проявляет сплавленность индивидуальной психики с коллективной, поэтому возникающие впоследствии фантазии и отдельные сновидения отличаются космичностью образов.

А. В. Севастеенко

Просмотров: 951
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Воля как характеристика сознания
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Общение как процесс
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рефлексия как механизм общения
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь