ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

- понятие, введенное Деррида для преодоления традиционных принципов метафизики, в частности принципа начала, источника, первопричины. Д. объясняет одновременную возможность и невозможность начала: конституирование начала зависит от изначального замещения другого начала - начало всегда производно, вторично. Д. - это операция различения, которая в одно и то же время разрывает и задерживает присутствие, подвергая его разделению и отсрочке. Д. скорее выполняет функцию замещающего дополнения, которое обусловлено изначальной самонедостаточностью, самонеполнотой терминов, понятий или явлений. Д. предполагает структурную необходимость дополнения некоторого различения к "самодостаточным" понятиям, которые, т. о., восполняют собственный недостаток, изъян. В отличие от differance, следа, Д. указывает не на отсылку к "другому", а необходимость дополнения "другого". "Изначальное differance есть дополнительность как структура" (Деррида).

"Логику дополнттельности" Деррида развивал в работе "О грамматологии". Аналогичная "логика" также развивалась при анализе фармакона и парергона (украшения). При анализе текстов Руссо, Деррида обнаруживает две взаимопротиворечащие возможности. С одной стороны, Руссо определяет дополнение как внешнее, аннулируя его, т. о., в силу его незначительности, в то время как все внимание сосредоточено на описании начала, источника, природы как неискаженного. "То, что дополняется, есть ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Однако при описании самого начала, источника, Руссо ничего не остается, как делать это в терминах угрозы и соблазна со стороны дополнения. С другой стороны, "...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершенадополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в свой истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет" (Деррида).

Деррида различает два значения Д.: во-первых, Д. - это нечто, которое дополняется в смысле прибавки, добавления, складывания двух самодостаточных терминов или понятий; одно понятие как целое прибавляется к другому понятию как целому. В этом смысле, "дополнение кумулирует и аккумулирует присутствие". Второе значение заключается в том, что дополнение до-полняет, доводит до полноты, замещает место, возмещает отсутствие или недостаток. "...Дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену Оно вторгается или проникает в чье-то место: если оно что-то и до-полняет, то это происходит как бы в пустоте... Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой" (Деррида). Эти два значения или смысла одного означающего взаимосвязаны. Их общая функция заключается в том, что дополнение есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы, которая для того, чтобы быть замещенным дополнением, должна быть отличным, чем-то иным по сравнению с дополнением.

Т. о., к традиционному значению дополнения, которое якобы извне как некоторая полнота дополняется к другой полноте, следует добавить нетрадиционное значение - дополнение также дополняет, замещает, занимает пустоту, отсутствующее место, т. е. место дополнения уже отмечено в структуре начала. В этом нетрадиционном смысле, дополнение не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала. Отсюда следует, что начала всегда уже являются дополнениями, возмещающими более первоначальное отсутствие полноты. Т. е. начало изначально почато, заражено, артикулировано, различено. В этом смысле нельзя говорить о простом начале, источнике, первопричине, поскольку, как говорит Деррида, "мы должны признать, что некоторое дополнение существует в самом начале". Д. как неразрешимость призвана объяснить различие между началом и дополнением. Деррида в то же время отмечает, что дополнение как дополнение начала само неполно, т. е. дополнение не соразмерно поставленной задаче, оно теряет нечто в результате возмещения отсутствия, занятия места. С одной стороны, дополнение есть некоторый избыток, поскольку возмещает недостаток, изъян начала, но, с другой стороны, оно само нуждается в возмещении. Отсюда следует, что с т. зр. "логики доплнительности" бессмысленно говорить о какой-то тождественности начала и дополнения. Только как некоторое дополнение другого начала, данное начало нуждается в некотором дополнении, которое, в свою очередь, нуждается в другом дополнении, и так до бесконечности. Возникает бесконечная игра дополнений-замещений, и "порождает это ощущение той самой вещи, чье появление она все время задерживает... Все начинается с посредника" (Деррида).

Т. X. Керимов

Просмотров: 605
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «Начала» Евклида
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Взаимное дополнение
  • Второе значение образования как результата
  • Гарантированное дополнение к доходу
  • ДОПОЛНЕНИЕ
  • ДОПОЛНЕНИЕ
  • Дополнение
  • ДОПОЛНЕНИЕ К МНОЖЕСТВУ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НА ДОПОЛНЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА, ЗАДАЧА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Начала
  • Начала
  • НАЧАЛА, КЛЕТКИ
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • УИТНИ, ДОПОЛНЕНИЕ
  • ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА
  • Фрейм -«как если бы»
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь