НЕГРИЗМ

- течение в лат.-амер. культуре, гл. обр. 20-40-х гг., к-рое разработало новые принципы худож. освоения афро-амер. тематики и явилось одной из форм культурной самоидентификации континента. Наиболее цельно и продуктивно Н. реализовался в литре, преимущественно в поэзии, но оставил заметный след также в идеологии и культурфилософии (негритюд), профессиональной музыке и пластич. искусствах. Следует различать Н. и негритянскую тематич. константу в лат.-амер. искусстве. Н. возник на основе заимствованных моделей европ. культуры, к-рые под влиянием самородных стимулов (поиск своего худож. яз., выявление культурной самобытности) переиначивались, применялись для отражения специфики нац. действительности и приобретали полемич. антиевроп. акцент. Негристское течение в Лат. Америке зародилось под влиянием интереса к примитивному сознанию и, в частности, к афр. культуре, вспыхнувшего в Европе в 10-20-е гг., а также североамер. "Гарлемского Ренессанса". В лоне европ. авангардизма сформировался мистифицированный образ негра как человека с совершенно другим типом сознания, основу к-рого составляет иррационализм, внутренне противопоставленный "иссушающему" интеллектуализму цивилизованного человека; тем самым образу негра уже в Европе был придан антиевроп. акцент. Негр воспринимался в абстрактно-обобщенном ключе, вне контекста конкр. этнич. принадлежности и социальных связей.

Лат.-амер. Н. зародился и получил преимущественное развитие в антильских странах, где в силу историч. обстоятельств сложился высокий процент негритянско-мулатского населения. Возникший в европ. искусстве образ "иррационального", "бестиального" негра поначалу почти без изменений скопировал зачинатель лат.-амер. Н. - поэт Л. Палее Матос (1899-1959), чьи первые произв. появились в 1926-28 гг. Однако у самого известного лат.-амер. негриста, кубинца Н. Гильена (1902-1989) выявились самобытные черты этого направления. В 30-е гг. оно распространилось по всему континенту и возникло даже в тех странах, где афроамериканцы не сыграли заметной роли в формировании нац. культуры. В отличие от североамер. "Гарлемского Ренессанса", создававшегося силами "черных" авторов, лат.-амер. Н. приблизительно натри четверти представляли "белые".

Культурная сущность и внутр. направленность Н. проявились в процессе переработки исходной европ. модели. Образ негра, сложившийся в Европе, в Лат. Америке быстро лишился черт экзотизма, обрел этнич. конкретику и узнаваемость. Важнейшая особенность Н. в том, что он представляет афроамериканца отличительным объектом нац. действительности и выразителем нац. сущности. Отсюда проистекает стремление художника отождествить себя с негром, особенно показательное в отношении "белого" авторства. Такие черты европ. образа негра, как иррационализм, сенсуалистское восприятие мира и загадочность, вполне отвечали уже сложившимся в лат.-амер. худож. сознании мифологич. самохарактеристикам, поэтому Н. в полной мере сохранил открытый антиинтеллектуализм европ. образа африканца. Наконец, Н. развил и акцентировал антиевропеизм, изначально заложенный в исходной модели негра, и спроецировал его в плоскость традиц. противопоставления лат.-амер. и зап.-европ. цивилизаций.

Лит.: Земсков В. Негристская поэзия антильских стран: Истоки, создатели, история // Худож. своеобразие литератур Лат. Америки. М., 1976; Тертерян И. "Негристская" тенденция в бразильской лит-ре XX в. // Там же; Coulthard G.R. Raza у color en la literatura antillana. Sevilla, 1958; Martinez Estrada E. La poesia afrocubana de Nicolas Guillen. La Habana, 1967.

А.Ф. Кофман

Просмотров: 355
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.




Другие новости по теме:

  • АДВЕНТИСТЫ (от лат. ADVENTUS — пришествие)
  • АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный)
  • АТТЕСТАТ (от лат. ATTESTOR - свидетельствую)
  • АТТЕСТАЦИЯ (от лат. ATTESTATIO - свидетельство)
  • АУДИРОВАНИЕ (от лат. AUDIRE - слышать)
  • ГУМАННОСТЬ (от лат. HUMANUS - человечный)
  • ДИКТАНТ (лат. DICTO - повторяю)
  • ДИКЦИЯ (от лат. DICTIO - произнесение)
  • ИМАЖИНИЗМ (от лат. - образ)
  • КАНТОР (от лат. CANTOR - певец)
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. COLLECTIVUS - собирательный)
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ (от лат. CONSULTATIO - совещание)
  • КУЛЬТУРА (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
  • КУРАТОР (от лат. CURATOR - попечитель)
  • ЛЕКЦИЯ (от лат. LECTIO - чтение)
  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ (от лат. - край)
  • МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ (от лат - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад)
  • НИГИЛИЗМ (от лат. NIHIL - ничто)
  • ПЕССИМИЗМ (от лат. PESSIMUS - наихудший)
  • ПИЕТИЗМ (от лат. PIETAS - благочестие)
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от лат. PRAESENTATIO)
  • ПУНКТУАЦИЯ (от лат. PUNCTUM - точка)
  • РЕКЛАМА (от лат. RECLAMARE - выкрикивать)
  • СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат. -взаимодействие)
  • ТЕРМИН (ОТ ЛАТ
  • толерантность (от лат. TOLERANTIA – терпение)
  • ФАЦИЛИТАЦИЯ (от лат. FACIES - образ, лицо)
  • ФУТУРИЗМ (от лат. - будущее)
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. - гражданский)
  • ЭМАНАЦИЯ (лат. - истечение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь