МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Октябрьская революция 1917 дала импульс широкому распространению марксистской философии во всем мире. Среди выдвинувшихся в послеоктябрьский период проблем социальной философии были такие, как демократия и диктатура, эволюционный и революционный путь развития об-ва, партия и государство, роль насилия в истории, вопросы отношения к культурному наследию прошлого (Грамши, Лукач и др.). В условиях установления в ряде стран фашистского строя философы-марксисты разрабатывали актуальные проблемы диалектического и исторического материализма, борьбы против идеологии фашизма и милитаризма. Вопросы материалистической диалектики, теории познания, эстетики и этики, изучения ленинского этапа в истории марксистской философии и т. д. исследовали Т. Павлов и С. Га-новский (Болгария), Г. Дункер (Германия), Б. Фогараши и Л. Рудаш (Венгрия), Ж. Политцер (Франция), Г. Селзам (США), Л. Санто (Чехословакия), Тосака Дзюн (Япония), Мариатеги (Перу) и др. Возросла роль марксистской философии в критике интуитивизма, прагматизма, фрейдизма, махизма, социал-реформистских концепций. После 2-й мировой войны в развитии марксистской философии начался новый этап. Философы внесли важный вклад в разработку проблем диалектического и исторического материализма, философских вопросов естествознания, логики, этики, эстетики, истории философии. В странах Вост. Европы, вступивших после 2-й мировой войны на путь социалистического строительства, активно развернулось исследование диалектики общего и особенного в социальной практике, проблем научно-технической революции, управления, культуры, личности. Широкую известность получили работы болгарских философов по теории отражения, по проблемам социального познания, программно-целевого подхода в социальном управлении, человека; венгерских философов — по проблемам общественного сознания, особенно эстетики и религии, общественно-экономических формаций; нем. философов-марксистов — по проблемам диалектики, теории познания; польских — по проблемам логики, этики, эстетики, философской антропологии, истории философии; румынских — по проблемам диалектического материализма, логики, теории науки, культуры и человека; чехословацких — по проблемам научно-технической революции; югославских — по проблемам диалектики. В конце 80-х гг. сложившаяся в странах Центр, и Вост. Европы командно-бюрократическая модель социализма потерпела крах. Коммунистические партии потеряли монополию на власть. Подвергая критике деформации социализма, философы-марксисты выступают за всестороннее обновление социалистического об-ва, за гуманный, демократический социализм, утверждают приоритет общечеловеческих ценностей, важность возвращения к национальным традициям. Марксисты в капиталистических и развивающихся странах исследуют пути и формы перехода от капитализма к социализму, идеологические аспекты массовых демократических движений (молодежных, “новых левых”, экологических, за расовое равноправие) и т. д. Философы-марксисты разрабатывают проблемы диалектики и теории научного познания, взаимоотношения философии и частных наук, исследуют законы и категории диалектического материализма проблемы науковедения, социально-классовой структуры и политической системы капитализма, человека и гуманизма, культуры, национального самосознания, национально-освободительной борьбы. Разработка проблем марксистской философии сочетается с критическим анализом неопозитивизма, экзистенциализма, феноменологии, различных течений религиозной философии, неоконсерватизма и др. направлений совр. зап. философии и социологии. В настоящее время  актуальное звучание приобретают исследования глобальных проблем войны и мира, экологии, будущего развития человечества. Сложность и многообразие условий, в к-рых работают зарубежные ученые-марксисты, сопряжены с определенными трудностями и неравномерностью в развитии марксистской философии в различных странах. В условиях радикальных изменений в общественной жизни и утверждения нового политического мышления происходит поворот марксистов от конфронтации к полемике, диалогу и обмену идеями с иными философскими течениями, принимающими отдельные идеи и положения либо целые концептуальные блоки марксизма (философско-социологические идеи Франкфуртской школы, ряд концепций экзистенциализма, фрейдомарксизма, феноменологического марксизма, аналитического марксизма и др.). Решая актуальные проблемы научного познания и общественной практики, марксисты различных стран вносят важный вклад в общемировой процесс борьбы за мир и социальный прогресс. 

Просмотров: 816
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • »К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСК00 ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ»
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • Объективный идеализм в философии истории
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Пробуждение национального самосознания в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь