КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

— направление в совр. европейской и амер. философии, осн. принципы к-рого сформулированы Поппером (ему же принадлежит сам термин К. р.). Основные представители — У. Бартли, И. Лакатос, Дж. Агасси, Фейерабенд, Дж. Уоткинс, Г. Альберт, X. Шпинер и др. К. р. не представляет собой четко очерченной философской доктрины; нередко для его обозначения используются другие названия — критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм; его отдельные сторонники (напр., Фейерабенд) эволюционировали от активной защиты К. р. к его резкой критике, др. его представители (напр., Лакатос), хотя и разделяют принципы К. р., но стремятся не причислять себя к этому философско-методологическому направлению. К. р. претендует на выработку принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей и институтов и т. п. на основе их критики и совершенствования. В социальной философии К. р. является разновидностью буржуазного реформизма. Свои осн. принципы К. р. стремится противопоставить традиционным философским позициям: в противоположность скептицизму и догматизму выдвигается принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания; в противоположность стремлению оправдать и обосновать формальную истинность научного знания формулируется идея методологического рационализма — возможности определить на основании критического рассмотрения, в какой степени те или иные гипотезы более предпочтительны по сравнению с др., и наконец, в противовес инструментализму выдвигается утверждение о возможности описания научным знанием реальности. В К. р. нашло выражение осознание нек-рыми совр. буржуазными философами недостаточности формально-структурного подхода к науке. Подчеркивая целостность научного знания, взаимозависимость уровней наблюдения и теории, органическую “вплетенность” науки в культуру, ее пронизанность философскими и ценностными установками, представители К. р. пытаются строить историко-культурологические и междисциплинарные модели научного знания, рассматривают его как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий, между наукой и ненаукой. Исходные принципы К. р. как одной из форм постпозитивистской философии привели его представителей к отказу от определения объективной истины и ее критериев, к признанию культурологического плюрализма и релятивизма. В рамках К. р. не удалось выработать критериев различения рационального от иррационального, научного от ненаучного.

Просмотров: 531
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • Достоверность научного знания (достоверность)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ЛОТОС, Владыка его
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общие принципы философии Лейбница
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь