БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76)

— рус. революционер, идеолог анархизма и народничества. В 1836—40 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего в консервативном духе (“Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика”, 1838). Статья Б. “0 философии” (1840) — одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи “Логики” и “Феноменологии духа” Гегеля. С 1840— в эмиграции, примыкал к младогегельянцам (“Реакция в Германии”,1842), испытал влияние идей Фейербаха, что позднее сказалось на разработке Б. идей “антитеологизма”. Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении; с 1857 — в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с Марксом в I Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Один из виднейших теоретиков рус. народнического движения 70-х гг. Анархистская теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. (“Государственность и анархия”, 1873, и др.). История, по Выдвижение человечества из “царства животности” в “царство свободы”. Гл. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия - “коллективное сумасшествие”, уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — “род небесного кабака”, в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к “царству свободы”, необходимо прежде всего “взорвать” государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его месте должна появиться “свободная федерация” земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции (отсюда его расхождение с идеями Герцена и Лаврова), бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг. в России, но и в др. странах (в Италии, Испании и др.). Анализ полемики Б. с концепциями “государственного социализма” представляет сегодня определенный интерес при осмыслении идеологии и практики сталинизма, разработке концепции социалистического самоуправления народа.

Просмотров: 681
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «Наука логики» и система Гегеля
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • «Феноменология духа» Гегеля
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БАКУНИН Михаил Александрович (1814- 1876)
  • БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876)
  • ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
  • Демократия и правовое государство. Идеи П.Новгородцева
  • Ильин:Исследование и интерпретация философии Гегеля
  • МЕСТО РОЖДЕНИЯ (при разработке данных текущего учета рождений)
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Периоды жизни Гегеля. Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796)
  • Периоды жизни Гегеля. Франкфурт-на-Майне (1797-1800)
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • принцип единства явления и его сущности
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Философия духа Гегеля
  • Философия права Гегеля
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь