КЛОССОВСКИЙ (KLOSSOWSKI) Пьер (р. 1903)

- французский философ, психоаналитик, писатель, литературный критик. В качестве своих предшественников признавал де Сада, Ницше, Фрейда, Батая. Центральным для понимания концепции К. является сборник его эссе "Сад, мой ближний" (1947), в котором он развивает идею "интегрального атеизма", знаменующего собой конец антропоморфного разума. "Интегральный атеизм" утверждает, что вместе с "абсолютным гарантом" принципа идентичности (тео- или антропоцентризмом) исчезает сам этот принцип, а также моральные и физические обоснования ответственности индивидуального "Я". Основным мотивом деятельности субъекта является "желание", которое, в отличие от "сексуальности", остается неизменным на всей протяженности развития психосоматической конституции индивида. Самосознание личности есть продукт воздействия нормативного языка социальных институтов, т.е. "языка власти" на бессознательные волевые импульсы, характерные для естественного состояния человеческой природы. В результате первоначальная расстановка импульсивных сил предстает в психике индивида в перевернутом виде, насильственно поддерживая строгую субординацию жизненных функций организма с целью дальнейшего воспроизводства человеческого рода. Для восстановления "истинной иерархии" прав и реабилитации "единичного" перед "всеобщим" К. считает необходимым устранение "цензуры нормативности", укорененной в сознании на уровне "представлений" (критериев различия добра и зла, истины и лжи и т.п.), непосредственно "действием", причем "текстуальным", а не социальным. Отказ от практики социальных реформ означает отказ от революции как насильственного внешнего принуждения и переход на иной онтологически уровень - индивидуального усилия в рамках самосознания личности. Такая стратегия предполагает длительную работу по культивированию индивидуального усилия, "внутреннего порыва" в литературном опыте трансгрессивного преодоления преграды, препятствующей нормализации психического состояния индивида. При этом выход за пределы культурных регуля-тивов, укорененных в сознании, на практике означает преодоление и "субъективности" как таковой, разложение самой структуры сознания в отказе от принципа идентичности. Индивидуальная структура личности оказывается не тождественна самой себе, распадаясь на множество автономных, самодостаточных образований, отличных друг от друга психических состояний, которые нарушают симметрию в бесконечности "зеркальных отражений" индивидуального "Я". Целостное представление о "едином" разрушается симуляцией "множественности" в режиме постоянного возобновления, актуальности становящегося "Я" и его "вечном возвращении" к самому себе, но уже в роли Другого, который не станет объектом манипулирования. К. - автор книги "Ницше и порочный круг"  (1969) и др. работ.

А.Я. Сарна

Просмотров: 512
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • “ВЕЩЬ В СЕБЕ” И “ВЕЩЬ ДЛЯ НАС”
  • “ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” и “ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС”
  • «ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • ДАННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ
  • Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (ИСПО)
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА
  • Индивидуального (личного, приватного, частного) языка аргумент
  • КАТЕГОРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АКТА
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Консультация по составлению индивидуального учебного плана
  • КОРСАКОВА-ПАВЛОВА ДВУХЗОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  • Корсакова-Павлова двухзональная концепция индивидуального сознания
  • Методика индивидуального обучения
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Продолжительность симптоматики, требуемой для диагностики шизофрении (F20.-). Продромальные состояния
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА
  • Социализация индивида
  • Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь