ЗМЕЯ

— многогранный мифологический символ противостояния человеку. Вражда человека и змеи — одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища — асуры — долгое время выступали противниками богов. Кроме них, в мифах древней Индии упоминались наги — исполинские антропоморфные змеи, управляющие подземным царством. Там они строили себе украшенные золотом и драгоценными камнями роскошные дворцы. Наги обладали способностью к перевоплощению и зачастую появлялись среди людей в человеческом облике. В настоящее время популярностью пользуется квазинаучная теория об особой серпентоидной расе и цивилизации. Несмотря на негативный аспект отношения, культ великого змея был распространен по всему Индостану. Его атрибуты и символика встречались в храмах различных индийских религиозных традиций. Компонентом шиваизма тоже являлись специфические змеиные мистерии. От них вела происхождение практика заклинания змей. Под мелодии флейты факира змеи исполняли свои священные танцы. Гигантские змеи символизировали то или иное из великих царств древности. Кольца вселенского змея современные эзотерики дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизационных структур: Урей — Египет, Кецалкоатль — доколумбовая Америка, Нингишзида — Месопатамия, Дракон — Китай, Ананда — Индия, Тифон — Крит, Змей Лакоон — Малая Азия, Медный Змей — Палестина, Кекропс — Греция, Абраксос — Эллинистическая Эйкумена, Уроборос — средневековая Европа, Наг — Тибет. Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге» определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространенной символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество. Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея — жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами. Змея соединена с тоническими силами. Поэтому зачастую ее изображение использовалось в качестве символа смерти. Змеи выступают хранителями сокровищ. Змеиная символика пропитывает легендарные сюжеты о кладоискательстве. Сказки змеиного цикла были особо популярны у горнодобытчиков Урала. Дагомеи связывали с великим змеем Айдо-Хведо, живущим в Гвинейском заливе, конец света. Змей питается железом, которое ему поставляют красные морские обезьяны. Если же оно закончится, Айдо-Хведо начнет себя кусать за хвост, и тогда земля содрогнется. Мотив змеиного фактора во вселенских катаклизмах фиксировался в легенде о Дардановом потопе, виновником которого является тритон. Согласно преданиям славян, скованный до срока черноморский змей явится, когда наступит конец времен. По представлениям ацтеков пернатый змей Кецалькоатль обучил людей письменности, земледелию, астрономии. Он являлся символом, соединяющим три мира: змея — подземный, человек — земной, птица — небесный. С ним связывались мессианские ожидания индейцев. Ацтеки верили во второе пришествие Кецалькоатля. Его оценивают как американский символ универсальной легенды о Христе. Кецалькоатль был распят на кресте и воскрес по прошествии трех дней. Учителем древних шумеров был полузмей-полурыба бог Оаннес, вышедший из Красного моря. Повсеместно змея воспринималась как символ мудрости. Композиционно мудрость изображалась как змея, обвивающая голову льва. Не случайно змеи были животными, посвященными Афине. Змея, лежащая у ее ног, также означала послушание и подразумевала особый присмотр за девицами. Бытовало представление, что змея наделена способностью гипнозировать. Если долго смотреть в ее глаза, полагали в эллинистическом мире, можно получить гипнотический заряд и достичь состояния транса. Знаком магнетизма служила змея Исиды. Жрицами змей являлись египетская царица Клеопатра и мать Александра Македонского Олимпиада. По легенде, великий царь Македонии был зачат Олимпиадой от воплотившегося в змея бога Амона. Беременной женщине запрещалось смотреть на змею, так как это может вызвать появление отметины у родившегося ребенка. Графическое изображение двух змей в символизме европейцев подразумевало Азию. В иудаизме медная змея символизировала Венеру. Через нумерологическую трактовку медный змей в сюжете о Моисее связывался с грядущим Мессией. Особенно много толкований вызывал образ змея-искусителя в легенде о грехопадении. Согласно древнейшей традиции еврейской культуры, змея символизировала Еву, изначально являвшуюся змееподобной богиней, дающей жизнь. Традиционна ветхозаветная метафора змея как соблазнителя, воплощение хитрости и коварства. Только после Божественного проклятия змеи, изменив свою природу, были обречены ползать по земле. По гностической интерпретации змей, уговоривший предков человечества вкусить яблоко с дерева познания, открыл перед ними истинный свет учения. Змей у гностиков — положительный персонаж, олицетворявший сам гнезис, в противоположность богу зла Яхве, державшего людей в состоянии неведения. В эротической эзотерике различных народов змей подразумевал фаллический символ. Посредством змеиного яда проводилось излечение женщин и земли от бесплодия. По феминистской версии легенды о грехопадении, Адам, помимо яблока, проглотил и змея, вышедшего в виде фаллоса. Змея — символ перманентного движения, ассоциирующийся с лентой, серпантином горной дорогой, спиралью. В Индии и ряде других культур змей вползает на небо по радуге. Изображение двух змей, держащих цветущую ветку, означало принцип равновесия и астральный свет. Змея, выползающая из корзины, символизировала Вакха. Ее расположение на треножнике подразумевало Дельфийского оракула. Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, была эмблемой бога врачевания Акслепия. В настоящее время змея — один из главных символов медицины. Согласно древним суевериям, змея не может умереть своей смертью, а убить ее можно только после захода солнца. Поэтому она использовалась как символ вечности. В таком качестве часто интерпретировался теософский знак змея — Уробороса, кусающего свой хвост. Он есть символическое выражение замкнутости времени. Этот знак С. А. Нилус интерпретировал как аллегорию программы мирового заговора. Голова змеи трактовалась как мировое правительство, а хвост — как еврейский народ. С точки зрения Е. П. Блаватской, архетип змеиной символики был заложен генезисом земли, первоначально являвшейся длинным змеевидным космическим хвостом из пыли или огненного тумана. С точки зрения М. П. Холла, кольца змеи, обвившей яйцо, были у язычников символом орбит небесных тел. Змея также символизировала электричество. Голова и хвост змеи представляли положительный и отрицательный полюсы космической жизненной цепи. Источ.: Парнов Е. И. Кольца змея. М., 1996; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992; Нилус С. А. Близ есть, при дверех. СПб., 1996; Стегалин А. В начале были змеи // Наука и религия. 1994. № 4; Павлович И. Серпентоиды Самарской Луки // Наука и религия. 1995. № 9; Асов А. Убежище Черноморского Змея // Там же.

Просмотров: 1367
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • Воздушные змеи
  • Второе значение образования как результата
  • Змей Горыныч
  • Змей Горыныч
  • Змей Горыныч
  • Змей Огненный
  • Змея
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Механицизм как особый способ исследования
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Практика, как критерий истины
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • РЕЛИГИЯ КАК ПАТОЛОГИЯ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Средневековая эстетика (как парадигма)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Фрейм -«как если бы»
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь