ПЕРВОПРЕДОК

— символ антропоморфной Вселенной, которая строится на соответствии топографии космоса и человеческого тела. В алхимии первочеловек представляет первоматерию. В некоторых культурных традициях единство микро- и макрокосма выражается через идею создания мира из тела первопредка. Первый человек, первопредок человечества — например, Адам — воспринимался как совершенное, подобно микрокосму, космическое существо, подобное по своему строению мирозданию. В Ригведе рассказывается о жертвоприношении гигантского космического первочеловека Пуруша, из тела которого возникли элементы космоса: голова образовала небо, разум стал месяцем, глаз — солнцем; ноги превратились в стороны света, из дыхания возник ветер, а изо рта — огонь и вечная душа «Я». В ведической традиции первым человеком, который умер и перешел в мир блаженства, был сын солнца Яма, олицетворявший первую человеческую расу, наделенную сознанием. Иима — иранский вариант ведийского Ямы, в авестийской традиции «близнец» — также считался первым человеком, владыка мира в тысячелетний золотой век. Как идеальный аспект духовного прародителя человечества, подобно Яме, он был сыном солнца. В Авесте он представляется смертным, живущим на земле. Утрата тысячелетнего царства была вызвана грехопадением и гордыней Иимы, возомнившего себя богом. Согласно теософской интерпретации, сказание о Ииме иллюстрирует историю трех первых человеческих рас. Как представитель третьей расы, в которой люди разделились на мужчин и женщин, он был первым человеком, который умер. По легенде, китайский первочеловек Паньгу зародился в Хаосе, представляющем собой первояйцо. Когда он проломил скорлупу яйца, из всего чистого и легкого образовалось небо — принцип ян, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю — принцип инь. 18 тысяч лет Паньгу рос вместе со Вселенной, держа на своих плечах небо. Только после того как небесный свод стал прочным, первочеловек умер, а его вздох стал ветром, левый глаз превратился в солнце, правый — в луну, из туловища образовались страны света и горы, а кровь стала водой рек. В качестве юмористического примера стоит привести историю, связанную с именем первого вождя Советского государства. В. И. Ленин еще при жизни рассматривался в качестве первопредка или, в пионерской терминологии, «дедушки» всех пионеров. Однако «внуком» великого «дедушки» мог стать не каждый ребенок. Для этого необходимо было пройти через посвятительный ритуал, принять клятву служения идее и находиться в состоянии постоянной «готовности» к подвигу, конкретные проявления которого определялись представителями более высоких степеней посвящения — комсомолом и партией. Источ.; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Просмотров: 815
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • F25.22 Смешанный психоз как циркулярный вариант приступообразной шизофрении
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • Автор как переводчик себя
  • Адам Смит как философ-моралист
  • БОГ УМЕР (или БОГ МЕРТВ)
  • Душа как Солнце
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕБО
  • НЕБО
  • НЕБО
  • Небо
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Первочеловек
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Самоубийство как образ жизни
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЮСТИН (умер около 165)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь