Шива

(индуист.) – «благой», «приносящий счастье» – один из верховных богов, вместе с Брахмой и Вишну входящий в божественную триаду (тримурти). В триаде он является богом-разрушителем, уничтожающим мир и богов в конце каждой кальпы. Он живет на вершине горы Кайласа со своей женой Парвати, имеющей множество ипостасей (Деви, Кали, Дурга, Ума и др.). У него два сына – бог войны Сканда и предводитель его свиты Ганеша, имеющий тело человека и голову слона. Его вахана (ездовое животное) – бык Нандин. Ш. изображают с пятью лицами и четырьмя руками. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и др. Посреди лба у Ш. третий глаз, который появился, когда его жена Парвати подошла к нему сзади и закрыла его глаза ладонями. Пламя этого глаза губительно – Ш. сжег им бога Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскезы. Волосы Ш. украшает серп месяца, сквозь них протекает река Ганга, которую он принял на голову, чтобы она не разрушила землю во время падения с неба. Тело Ш. окружено огненным полукругом, горло – синего цвета (оно стало таким после того, как он выпил яд калакуту, полученный богами во время пахтанья и способный отравить и сжечь всю Вселенную). Наряду с разрушительной силой Ш. присуще также мощное созидательное начало, выражающееся в фаллическом культе. Изображения лингама (мужского полового органа) в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском половом органе), распространены по всей Индии и являются одним из главных объектов культа Ш. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак творения – не лотос (символ Лакшми), не диск (символ Вишну), не ваджра (символ Индры), но лингам и йони, поэтому Ш. – верховный творец мира. Существует миф, в котором Брахма и Вишну поспорили, кого из них почитать творцом, но в это время передними вдруг возник пылающий лингам необозримой величины. Вишну в виде кабана спустился под землю, чтобы найти его основание, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, чтобы найти его верхушку, но оба потерпели неудачу, после чего признали Ш. величайшим из богов. Воплощением космической энергии Ш. является его оргиастический танец «тандава», который он в качестве Ната-раджи («царя танца») исполняет со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. В одной из легенд говорится, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал аскезу, чтобы быть допущенным к танцу Ш. По другой легенде, Ш. покорил своим танцем десять тысяч враждебных ему аскетов. Те сначала пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, который бросился на Ш, но тот содрал с него шкуру и сделал из нее себе накидку. Затем они наслали на него змею и антилопу, но Ш. надел змею на шею вместо ожерелья, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Ш.

Просмотров: 630
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь