Социология

букв. наука об обществе, от лат. societas общество и греч. logos учение) наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах. Сочетая теоретические и эмпирические средства, С. исследует именно общие свойства любого проявления социальности (совместности, функциональной взаимозависимости, обмена деятельностью, культурной преемственности), составляющей специфический способ существования человеческого рода. Специфика С. состоит в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности она изучает в его социальном контексте, во взаимосвязи со всем общественным организмом как целостной системой, во взаимодействии различных сторон, уровней, подсистем (например, бытия и сознания, экономики и политики и т. п.). Предметом С. являются также конкретно-исторические особенности социально значимого поведения индивидов и групп. Становление С. как самостоятельной отрасли знания, ее отпочкование от философии относятся ко второй половине XIX в. (термин и первое систематизированное изложение были предложены французским философом О. Контом в его «Курсе позитивной философии», 1842 г.). Объективным основанием этого процесса служили экономические и политические потребности развивающегося буржуазного общества, а также внутренняя логика познавательного процесса необходимость систематизировать накопившиеся социальные факты: сравнительные описания культур, анализ исторических событий, материалы статистики и конкретных социальных обследований. Субъективно же он стимулировался стремлением преодолеть умозрение и спекуляцию старой философии истории и противопоставить ей «позитивную» (основанную на опыте) науку об обществе. Формирование концептуального базиса новой науки, ее предметной структуры и методологических средств происходило в условиях различных интеллектуальных традиций поразному и отличалось существенными особенностями. Марксистская С. развивалась на идейном фундаменте материалистического понимания истории, которое, по выражению В. И. Ленина, впервые поставило С. «на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 139). Признание определяющей роли господствующего способа производства в формировании социальной структуры общества, его политической системы. образа жизни и ценностных ориентации групп и слоев, развитии духовной сферы центральная идея построения общесоциологической теории марксизма. Основоположники марксизма-ленинизма предостерегали от построения априорных схем исторического процесса, схоластического теоретизирования и придавали большое значение эмпирическому (фактуальному) обоснованию социально-научного знания. «Капитал» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» и «К жилищному вопросу» Ф. Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Великий почин» В. И. Ленина представляют собой классические образцы органического соединения теоретического анализа с конкретными исследованиями социальных процессов. Марксистская социологическая концепция получила дальнейшее развитие и конкретизацию на основе теоретического обобщения революционной практики освободительных движений и социальных преобразований XX в., новейших достижений современного обществоведения. Уровень развития социологической науки в нашей стране был достаточно высоким уже в дореволюционный период. В первое десятилетие Советской власти происходила ее успешная перестройка на методологических принципах марксистсколенинской идеологии. Однако в конце 20-х начале 30-х годов дальнейшее развитие С., как и других общественных и гуманитарных наук, было прервано вплоть до второй половины 50-х годов, когда началось постепенное и осторожное ее возрождение под различными маскирующими названиями («конкретные социальные исследования», «прикладная социология»). Начавшаяся вскоре эпоха застоя снова подавила творческую мысль и обрекла социологов на апологетику или в лучшем случае на узкий прагматизм. Своим подлинным возрождением и общественным признанием советская С. обязана революционной перестройке нашего общества, процессам демократизации и гласности. Существенный импульс ее развитию дало постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистсколенинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества» (1988 г.). Современная социологическая наука представляет собой достаточно разветвленную теоретическую систему знаний разного уровня обобщения: от высшего, методологического, фундаментом которого в социалистическом обществе служит марксистская философия, до конкретных отраслевых социологических дисциплин и специальных социологических теорий, описывающих и объясняющих отдельные разновидности социальных отношений, специфику тех или иных сторон, явлений социальной сферы общественной жизни. Среди последних можно назвать теории социальной структуры, социальной организации, личности, массовых коммуникаций и общественного мнения и т. п. Результатом углубляющейся предметной специализации С. явилось образование в ее составе таких относительно самостоятельных отраслей, как С. экономического поведения, С. индустриального труда, С. города, деревни, семьи, этносоциология, С. культуры, образования, науки, общественного мнения. В условиях перестройки и обновления социализма проблематика социологической науки приобретает особую актуальность. Без знания потребностей и интересов различных слоев и групп населения, их ценностных ориентации и мотивов поведения невозможно эффективно регулировать все усложняющееся общественное производство, социальные и духовные процессы. Это стимулирует создание различных социальных служб, расширение социальной статистики, развитие социотехнических функций С. Возникают прикладные социальные науки, опосредствующие связь С. с теми или иными сферами общественной практики, обеспечивающие органы государственного управления аналитическими материалами, научно обоснованными рекомендациями. Проблематика С. большей частью требует комплексных исследований, интенсивных междисциплинарных связей с другими общественными и гуманитарными науками. В кооперации с ними С. призвана обеспечить теоретический фундамент для подготовки широкомасштабных социальных проектов, разработки перспективных и текущих планов, обоснованных управленческих решений, а также их социально-научной экспертизы.

Просмотров: 681
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АСН)
  • Ассоциация работников социальных служб
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Развитие специальных социологических теорий и исследований
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Социальные корни возникновения социологической науки
  • Социология социальной сферы
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь