Прогнозирование социальное

(от греч. prognosis предвидение, предсказание) исследование динамики, перспектив развития социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального планирования, программирования, проектирования, управления, решений в целом. П. с. отличается от естествоведческого и научно-технического прогнозирования тем, что в последних прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или равна нулю из-за невозможности управления объектом, так что здесь в принципе возможно только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное безусловное предсказание будущего состояния явления. В П. с. такая взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, вообще решений (включая принятые с учетом уже сделанных прогнозов). В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок, т. е. условных предсказаний с ориентацией на повышение эффективности управления. В широком смысле П. с. охватывает разработку прогнозов во всех общественных науках, в узком только в социологии. Это понятие имеет еще ряд промежуточных значений, поскольку иногда из «широкого определения» исключается разработка прогнозов либо в экономических, либо в юридических, либо в других науках. Понятие П. с. неоднозначно и в смысле ключевого термина «прогноз», который определяется как вероятностное суждение о перспективах будущего состояния того или иного явления и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления на основе специального научного исследования. Чаще всего прогнозирование отождествляется с понятием предсказания без каких-либо оговорок либо происходит смешивание категорий прогнозирования, целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления. В этой связи следует заметить, что категория «предвидение» выступает как общее понятие, объединяющее все конкретные разновидности получения информации о будущем, поскольку методологической базой П. с. в социологии являются принципы научного предвидения, согласно которым предвидение будущих состояний общества есть результат исследования законов его развития, анализа прошлых и настоящих его состояний. П. с. не сводится к попыткам предугадать детали будущего в силу действия большого числа факторов, в результате чего законы общественного развития приобретают характер тенденций и носят вероятностный характер. Предвидение затрагивает две различные совокупности форм его реализации: одну, относящуюся к собственно категории предвидения предсказательную (дискриптивную, описательную), и другую, сопряженную с ней, относящуюся к категории управления предуказательную (прескриптивную, предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности. Обе совокупности в свою очередь складываются из различных форм конкретизации. Предсказание проявляется в форме предчувствия (простое предвосхищение), предугадывания (сложное предвосхищение), прогнозирования (научное исследование перспектив развития явления). Предуказание выступает в формах: (1) целеполагания-установление идеально предположенного результата деятельности, (2) планирования проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустаноЕленной цели, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности, (3) программирования установление последовательности конкретных мероприятий для реализации планов, (4) проектирования создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ и управления, которое в целом как бы интегрирует четыре перечисленных выше понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент решение. Ядром предсказания является прогноз, предуказания-план. Прогнозы предшествуют планам и отличаются от последних способом оперирования информацией о будущем: вероятностное описание возможного или желательного это прогноз, директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного это план. В П. с. существуют два типа прогнозов, в которых по разному сочетаются экстраполяция и целеполагание,поисковый прогноз и нормативный. Поисковый прогноз определение возможных состояний явления в будущем. Нормативный прогноз определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Поисковый прогноз строится на определенной шкале возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. По периоду упреждения промежутку времени, на который рассчитан прогноз,различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долгои дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный (сроком до 1 мес.) рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования ни количественных, ни качественных. Краткосрочный (сроком от 1 мес. до 1 г.) на перспективу только количественных изменений, долгосрочный (сроком от 5 до 15 лет) не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный (от 1 до 5 лет) охватывает перспективу между краткои долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (свыше 15 лет) перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития объекта. Исходными принципами разработки социальных прогнозов являются принцип системности прогнозирования, принцип согласованности, принцип вариантности, принцип непрерывности, принцип верифицируемости, принцип рентабельности. В практике П. с. используется комплекс различных методов прогнозирования: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод построения сценариев, патентный метод, целый ряд экспертных методов и др. Наиболее употребляемым и действенным в П. с. является метод экспертных оценок. Для большего эффекта при разработке социальных прогнозов необходимо применение возможно большего количества методов прогнозирования с целью всестороннего, целостного охвата изучаемого объекта. Типовая методика П. с. содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); прогнозный фон (сбор данных, влияющих на развитие объекта, по смежным, непрофильным отраслям прогноза); исходная модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка степени достоверности (верификация) и уточнение прогностической модели обычно опросом экспертов; выработка рекомендаций для оптимизации решений на основе сопоставления прогностических моделей. Программы социальные изложение основных положений деятельности социальных институтов, политических партий или организаций на определенную перспективу. Среди них различают программы-максимум и программы-минимум. Первые определяют конечные цели, общие задачи, указывают главные пути их решения и дают теоретическое обоснование принципам и методам деятельности. Вторые содержат в себе перечень ближайших задач и требований, определяют конкретные планы деятельности для достижения конечных целей. Субъектом социального программирования в нашем обществе выступают органы государственного управления разных уровней. КПСС, которая до 1990 г. была по Конституции СССР ядром политической системы, определяла программы-максимум, которые принимались съездами партии и представляли собой основные теоретические директивные установки, нацеливающие на решение приоритетных экономических, социальных и политических задач. Собственная долговременная политическая Программа КПСС была основой для разработки конкретных П. с. Конкретизация социальной политики КПСС, изложенной в ее Программе, нашла воплощение, в частности, в разработке плана экономического и социального развития СССР на 19861990 гг. В нем значительное внимание уделено укреплению материально-технической базы школьного и профессионального обучения, улучшению условий воспитания подрастающего поколения, профессиональной ориентации молодежи. Намечены серьезные преобразования в условиях, характере и содержании труда, предусмотрено устранение явных диспропорций в оплате труда разных категорий работников. Большое значение придается совершенствованию сферы обращения потребительских благ и услуг, улучшению положения неработающих групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.), жилищному строительству, здравоохранению, коммунальному обслуживанию и т. д. Процессы радикальной перестройки хозяйственного механизма, последовавшие во второй половине 80-х годов, с неизбежностью вызвали преобразования в надстройке общества, коренные изменения в политической системе, правовых отношениях, в сфере культуры и т. д. Все это потребовало корректировки существующих П. с., а в некоторых случаях разработки новых для реализации новых приоритетных целей, выдвинутых на Съездах народных депутатов СССР, сессиях Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик. П. с. являются органической составляющей народнохозяйственного планирования и обеспечивают ориентацию на решение наиболее актуальных социально-экономических и политических проблем, которые ранее часто включались в качестве самостоятельных разделов в народнохозяйственные планы. Разработка П. с. осуществляется на основе назревших и перспективных целей социально-экономического развития общества и предполагает их реализацию как через перспективное планирование, так и последующую конкретизацию на стадиях среднесрочного (пятилетнего) и текущего планирования. П. с. нацеливают соответствующие социальные институты, государственные организации союзного и республиканского подчинения на выполнение в установленные сроки комплекса определенных, согласованных между собой государственных заданий. Для решения важнейших республиканских, региональных и межотраслевых проблем в 70-80 гг. широко практиковалась разработка комплексных П. с. Они рассматривались как составные части государственных планов комплексного экономического и социального развития. Целевая комплексная программа по своему методологическому статусу является директивным плановым документом, который включает взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, научно-исследовательских и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное решение межведомственных социально-экономических проблем. В условиях перестройки с помощью целевых комплексных программ в большинстве случаев не удалось обеспечить интеграцию усилий исполнителей независимо от их ведомственного подчинения и тем самым оптимизировать процессы решения задач. Переход предприятий на хозрасчет и прямые хозяйственные связи, обострившийся дефицит материальных ресурсов, временная разбалансированность планов пока не позволяют в полной мере реализовать потенциальные возможности целевых комплексных программ для повышения эффективности достижения конечных социальных целей.

Просмотров: 2205
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • МИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
  • МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ –
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Нормативный прогноз
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • ОПИСАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Поисковый прогноз
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • принцип единства явления и его сущности
  • принцип перехода количественных изменений в качественные
  • ПРОГНОЗ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • Прогноз общественного явления
  • Прогноз, или синтез, критериологический
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь