Потребность социальная

изначальный побудитель к деятельности при недостатке каких-либо условий жизнедеятельности социального субъекта, форма выражения его необходимости в чем-либо. Одни из этих условий потребность побуждает присваивать и потреблять, другие создавать, преумножать. Однако только осознанная потребность становится побудителем деятельности через проявление в мотивах, желаниях, целях, интересах людей. Понятие П. с. употребляется в широком и узком значении. В первом случае П. с. отождествляют с общественной (созданной в обществе) потребностью и противопоставляют природным потребностям. Тогда это понятие фиксирует в своем содержании различные потребности: экономические, нравственные, эстетические и т. д. Понимание П. с. в узком смысле основано на представлении о ней как особом виде общественной потребности, существующем наряду с экономическими, нравственными и др. потребностями. Такое понимание П. с. связывает ее с той или иной социальной общностью, социальными отношениями, совместным способом удовлетворения, социальной необходимостью и т. п. П. с. формируется и возникает в так называемой потребностной ситуации, представляющей собой конкретный социальный механизм ее возникновения, функционирования, развития и удовлетворения. Самый общий, определяющий элемент этой ситуации выделил марксизм. Это-общественное производство. К. Маркс отмечал, что «чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 80), что «потребности производятся точно так же, как и продукты и различные трудовые навыки» (там же. Т. 46. Ч. 2. С. 18). Однако действие производства опосредовано множеством факторов, звеньев (например, место субъекта в социальной структуре, характер его деятельности и т. д.), которые его конкретизируют, направляют, деформируют и т. п., определяя формирование как групп потребностей, так и каждой из них в отдельности. Центральный же элемент потребностной ситуации объективный недостаток каких-либо жизненных условий, ощущаемый тем или иным социальным субъектом. Как раз он и вызывает к жизни потребность в том, чего недостаточно, но что является необходимым для жизнедеятельности субъекта. Совокупность П. с. сложна и динамична. Она тяготеет к иерархической структуре организации, в основе которой лежат социализированные витальные потребности (в пище, воде, жилище и т. д.), а над ними надстраиваются «этажи» различных групп потребностей, вплоть до так называемых высших (в самореализации, самоутверждении, любви, творчестве и т. д.). Внутри такой организации П. с. действуют принципы системности, вертикальной актуализации (по мере насыщения нижних уровней потребностей актуализируются последующие, более высокие), доминанты (в тот или иной момент доминируют те потребности, которые в данной ситуации наиболее необходимы и актуальны), сменяемости (одни потребности исчезают, другие занимают их место) и др. В. И. Ленин открыл закон возвышения потребностей (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 101-102) как возрастание их уровня в результате развития производства, производительных сил, вызывающего глубокие изменения в жизненном укладе классов, социальных слоев и групп, всего населения. Каждому уровню развития общественного производства в общем соответствует уровень развития потребностей, который возвышается, т. е. возрастает вслед за изменениями в производстве и обществе. Этот процесс сопровождается возникновением новых потребностей и способов их удовлетворения и отмиранием старых потребностей, усложнением их системы. Закон возвышения потребностей действует на протяжении всей человеческой истории, но в различных типах общества (общественно-экономических формациях) он проявляется неодинаково. Классификация П. с. представляет собой трудную логико-аналитическую процедуру, центральной проблемой которой выступает вопрос о критериях (основаниях) деления совокупности потребностей на структуры и количестве «этажей» в иерархии. Существуют типологии потребностей, построенные Эпикуром, Г. Коллонтаем, Л. Брентано, Ф. А. Щербиной, А. Пфендером, Ф. Лершем, X. Ремпляйном, X. Томом, А. Мюрреем, А. Маслоу, К. Обуховским, Д. Н. Узнадзе, Ш. Н. Чхартишвили, И. В. Бестужевым-Ладой, Ю. В. Шаровым и др. В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления П. с. на группы: по происхождению потребности естественные и искусственные (общественные); по носителю потребности личности (индивидуальные), потребности коллектива, класса, группы, потребности общества; по характеру объекта-потребности материальные и духовные; по целевой функции потребности физические, социальные, интеллектуальные; по рациональности разумные, неразумные; по циклу жизнедеятельности субъекта суточные, недельные, месячные, годовые и т. д. Ни одно из этих делений не является полным. В исследованиях (особенно зарубежных авторов) П. с. нередко биологизируются или психологизируются. Собственно же социологический подход в изучении П. с. заключается в раскрытии их социального содержания, функций. Социологию они интересуют прежде всего как особое социальное явление, имеющее латентный характер, но фиксируемое и измеряемое средствами эмпирического исследования через различные признаки, как первичный побудитель к деятельности, как особое социальное отношение (потребительское). Она вскрывает меру массовости П. с., т. е. проявление их в деятельности больших масс людей, социальных слоев и групп, изучает возможности моделирования, прогнозирования и управления их развитием. В этой связи в социологической науке остаются актуальными такие аспекты потребностной проблематики, как изучение механизма формирования П. с., надежности их выявления, измерения и классификации, прогноза развития, моделирования.

Просмотров: 1662
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АБСОЛЮТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО
  • Витальные потребности
  • Духовные потребности
  • ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  • ЗАКОН, ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • Потребности
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • ПОТРЕБНОСТИ
  • Потребности
  • Потребности духовные
  • ПОТРЕБНОСТИ ЗАВИСИМОСТИ
  • Потребности общественные
  • Потребности социальные
  • ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Потребности социальные
  • Потребности социальные
  • Потребности социальные
  • ПОТРЕБНОСТИ,
  • ПСИХОГЕННЫЕ МОТИВЫ (или ПОТРЕБНОСТИ)
  • Социальные потребности
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь