Этнические установки

- это система социальных установок, носители к-рых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнич. идентичности, реагируют на социальные объекты и коммуникативные ситуации в соответствии с ментальностью и культурными традициями своей этнич. общности. Э. у. - это готовность личности реагировать и действовать опр. образом в конкретных коммуникативных ситуациях, основанная на: 1) фиксированном восприятии опр. социальных объектов; 2) социально обусловленных отношениях к объектам, идеям и ценностям этнич. сообществ; 3) психол. переживании индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Э. у. имеет 3-компонентную структуру, включающую когнитивный компонент - представления и знания об объекте отношений; аффективный компонент, т. е. систему эмоционально-оценочных отношений к объекту; конативный компонент - модель реагирования на объект и соответствующих действий и поведения. Э. у. на ситуацию - это характерная реакция на события и их участников, обусловленная когнитивным и аффективным компонентами Э. у. Э. у. на объект вбирают в себя весь предшествующий опыт этнич. общности, они формируются в процессе категоризации: окружающих предметов и явлений; людей; себя и своих отношений; ценностей, идей и культурных традиций. В соответствии с категориями объектов и сферами их отражения выделяются 4 уровня Э. у. На 1-м уровне сосредоточены Э. у. относительно предметного мира, к-рые проявляются в разл. формах взаимодействия с предметным миром: в жизненном укладе, организации быта, правилах взаимодействия с растительным и животным миром. Ко 2-му уровню относятся Э. у. относительно др. людей. Сфера проявления Э. у. 2-го уровня - О. и деятельность в социальной среде. В Э. у. второго уровня аккумулирован опыт отношений внутри этноса и с др. этнич. общностями. Поэтому в характерных Э. у. отражаются: иерархия отношений к человеку в соответствии с его статусом; традиции О. и совместной деятельности, а также истор. оценка межэтнич. контактов. На 3-м уровне сосредоточены рефлексивные Э. у. В них отражаются традиционные нравственные требования, этические нормы О. и поведения в обществе, воспитательные идеалы, принятые в данной этнич. общности. Э. у. 3-его уровня проявляются в поведении и культуре речи каждого отдельного представителя этноса. Э. у. 4-го уровня - это установки относительно ценностей, идей, принципов жизнедеятельности этнич. общности. В них отражается этнич. ментальность. Они проявляются в культурных традициях этнич. общности. Как особый вид Э. у. выделяется этнич. стереотип понимаемый как жестко фиксированная установка - относительно устойчивое представление об индивидуальных и групповых свойствах представителей этнич. групп. А. А. Крылов различает: стереотипы восприятия, стереотипы интерпретации поведения и стереотипы поведения, каждый из к-рых можно рассматривать и как Э. у. Если этнич. стереотипы восприятия связаны с обобщенным и схематизированным описанием свойств и характеристик своей этнич. общности и чужой этнич. общности, то этнич. стереотипы интерпретации поведения базируются на разл. типах каузальной атрибуции: 1) диспозиционных (личностных); атрибуции; 2) ситуативных; 3) групповых. В результате ошибок каузальной групповой атрибуции возникают такие негативные явления, как предубеждения, предрассудки. Предубеждение - это негативная установка по отношению к людям исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Предубеждение проявляется в негативной оценке их личности, поведении, норм и ценностей культуры. Предрассудок - это заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Л. Н. Гумилев рассматривает этнич. стереотип поведения как строго опр. норму отношений: а) между коллективом и индивидом; б) индивидов между собой; в) внутриэтнич. групп между собой; г) между этносом и внутриэтнич. группами. Эти нормы существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ совместного проживания, а для представителей др. этносов - как аномальный. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Крылов А. А. Психология. М., 2005. Р. М. Кумышева

Просмотров: 3629
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Это не всё» методика
  • Автор как переводчик себя
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Кейс-стади (исследование отдельной общности)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Моделирование поведения похожих людей
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЩНОСТИ ГРУППОВЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ)
  • ОБЩНОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ
  • ОБЩНОСТИ МАССОВЫЕ
  • ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Развитие социального поведения людей
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СТЕРЕОТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
  • Это
  • Это (Ит)
  • ЭТО (ИТ)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь