МИД Джордж Герберт

(1863-1931) - американский философ, социолог, социальный психолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Образование получил в Оберлин-колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Лейпциге и Берлине (1888-1889). С 1892 г. и до конца жизни преподавал социальную психологию в ун-те Чикаго, хотя и не имел ученой степени. Будучи в Германии, испытал сильное воздействие идей прагматизма и сначала самоопределял свою концепцию как «социальный бихевиоризм». Однако фактически он заложил теорет. и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Гербертом Блумером в 1937). Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи, выражая идеи прагматизма, подчеркивал, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. Но знакомство в Чикагском ун-те с теорией социального взаимодействия Георга Зиммеля оказало решающее влияние на его теорет. воззрения. Взяв за основу взгляды Зиммеля, он развил его идею об обществе «как построенном на обмене жестами и символами» и из этой посылки выстроил свою теорию символического интеракционизма. Осн. понятие теории символического интеракционизма - взаимодействие (интеракция) как обмен системой символов (прежде всего жестов и языка) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем «обобщенного другого». Высшей стадией социализации, с его т. зр., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внеш. социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутр. самоконтроля. Концепция Мида оказала значит. влияние на дальнейшее развитие социальной психологии. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти. Осн. труды: The philosophy of the present. Chi., 1932, 1934; Mind, Self and Sosiety /ed. C. W. Morris, 1934; Movements of thought in the nineteenth century. Chi., 1950; The social psychology… / Ed. by A. Strauss. Chi., 1956; On Social Psychology: Selected Papers, 1977. Л. А. Карпенко

Просмотров: 922
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Парадигма символического интеракционизма
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
  • теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер)
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь