КОНТАКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

- формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Основной современной тенденцией К.м. является их расширение и интенсификация. К. м. направлены на интеграцию и взаимный обмен достижениями социально-культурного развития различных этнических групп, общностей. К. м. могут осложняться в силу наличия различий этнокультурного характера. Различия как в вербальных, так и невербальных формах общения людей (коммуникациях), принадлежащих к разной культуре, ведут к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные представления, ценности, нормы, правила, стандарты отношений. К.м. на межличностном уровне могут оказывать как положительное (понижается враждебность, уменьшается степень выраженности негативных стереотипов, уменьшается внутренняя напряженность и фрустрация), так и отрицательное (усиливаются предубеждения к "чужим людям" и проявляется их неприятие, появляются невротические и психосоматические расстройства) влияние на человека. Различают четыре возможных результата К.м. индивида: 1) он не принимает свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип человека можно назвать конформным или "перебежчиком"; 2) он отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Тип-"националист"; 3) он колеблется между двумя культурами. Тип -"маргинал"; 4) он синтезирует две культуры. Тип - "посредник". К.м. на межгрупповом уровне приводят к четырем максимально общим категориям последствий: 1) геноциду, т. е. уничтожению группы; 2) ассимиляции, когда одна группа постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т. д. доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегации, когда осуществляется раздельное существование групп; 4) интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом, значимом для них, основании. Успешность взаимодействия в ходе К.м. зависит от: а) территории, которая может быть общей или своей лишь для одной из групп; б) продолжительности взаимодействия (постоянного, долговременного, кратковременного); в) цели (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); г) типа вовлечения людей в жизнь общества (от участия до наблюдения); д) частоты и глубины контактов; е) относительного равенства прав; ж) численного соотношения (большинство-меньшинство); з) явных различительных характеристик (языка, психологии, религии). Каждая нация, этническая общность в процессе своего развития совершенствует модели эффективных К.м., которые облегчают взаимодействие людей, их интеграцию и адаптацию в новой социальной среде. К.м. поддаются процессам управления и оптимизации, возможности предвидения и локализации негативных последствий и конфликтов, возникающих на почве непредвиденных противоречий. К.м. эксплицируются и компенсируются специальными средствами. Знание и понимание национальных особенностей других этносов приводит к интенсификации связей между людьми, акцентуации (сосредоточение внимания на определенных формах развития, выделение одного из признаков национального характера или способа действия, а также их развитие) собственной этнической идентичности. Адаптация к новым социокультурным условиям требует известного отказа от ряда традиционных представлений и норм, что является необходимым условием эффективной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, адаптация его к нормам и требованиям другого этнокультурного окружения не означает полного отказа от традиционных ценностей, представлений; в противном случае наблюдается не процесс К.м., но ассимиляция, а в ряде случаев этническая дискриминация (см.: Дискриминация этническая). Эффективные К.м. основаны на сотрудничестве и взаимообмене достижениями науки, культуры, производственного опыта. К.м. могут эволюционировать из конструктивной формы в деструктивную при возникновении агрессивности во взаимоотношениях со стороны одного из субъектов К.м. На международном уровне К.м. регламентируются международными соглашениями, внутри стран - законодательством, нравственными нормами, традиционными, социально лигитимными институтами и средствами массовой информации.

Просмотров: 2945
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Адаптация этническая
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
  • ГРУППА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ДИСКРИМИНАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • Контакты людей с равным статусом
  • Моделирование поведения похожих людей
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации) в период внутриутробного развития
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие социального поведения людей
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • ЭТНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
  • Этнос (Этническая общность, Этническая система, Этническое образование)
  • психосоматические взаимодействия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь