ЭРДНИЕВ Пюрвя Мучкаевич

(р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1989), д-р пед. наук (1973), проф. (1972). Засл. деятель науки РСФСР (1981). На пед. работе с 1939. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Барнаульский пед. ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 зав. кафедрой в Калм. пед. ин-те (ныне Калм. гос. ун-т) в Элисте.

В 50—70-х гг. на материале шк. математики разработал систему укрупнения дидактич. единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных уч. курсах попадающих в отдаленные разделы. Психол. обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслит, процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиц. схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать уч. процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия уч. предмета и мн. явлений действительности. Э. составил учебники по математике для 1—6-х кл. (1973—89); их апробирование в школах (1977—80) дало основание автору поставить вопрос. о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов шк. курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на рус. и калм. яз.). В 1992 в Калмыкии учреждена Гос. премия им. П. Эрдниева.

Соч.; Очерки по методике преподавания математики в ср. школе, Элиста, 1968; Аналогия в математике, М., 1970; Азбука рассуждения, Элиста, 1971 (соавт.); Укрупнение дидактич. единиц как технология обучения, ч. 1, М., 1992; УДЕ. Материалы пятой Всерос. научно-практич. конференции, Элиста, 1992 (есть список трудов и лит-ры; соавт.). ЭРИКСбН (Erikson) Эрик Хомбургер (15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. психолог. Психол. образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939—51), Питсбургском (1951—60), Гарвардском (1960—70; с 1970 почётный проф.).

Отказавшись от биологизма классич. психоанализа, Э. создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. игр, сравнение воспитания детей в разл. социокультур-ных условиях привели Э. к выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда принимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в к-ром он живёт. Детство человека от рождения до юности - длит. период формирования т. н. психосоциальной идентичности, в результате к-рого человек приобретает, с одной стороны, чувство принадлежности к своей социальной группе, с другой - понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Согласно Э., личность в своём развитии последовательно проходит 8 стадий, к-рые могут быть приурочены к отд. аспектам биол. созревания. Каждая стадия определена той проблемой, к-рая должна быть разрешена для дальнейшего благоприятного течения процесса развития. В младенчестве такая проблема - установление доверия к окружающему миру, в шк. возрасте - разрешение противоречия между трудолюбием и чувством собств. неполноценности и т. д. Каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, инициативы и др. Зрелая личность, по Э., - это синхронная организация всех стадий; их качеств, преобразование Э. не учитывает. Развитие понимается им как прибавление одного психол. новообразования к другому. Пед. аспект концепции Э. заключается в рассмотрении микросоциальной обстановки, необходимой для становления полноценной личности. Гл. задача воспитания, по Э., - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его «автономии».

Идеи Э. интенсивно разрабатываются в совр. амер. педагогике психоаналитич. направления (Л. Тайлер, М. Лоуренс и др.).

Соч.: Childhood and society, N. Y., [1963J2; Insight and responsibility, N. Y., [1964]; Identity: youth and crisis, N. Y., 1968; Dimensions of a new identity, N. Y., [1974]; Life history and the histori-cal moment, N. Y., 1975; Toys and reasons: stages in the ritualization of experience, N. Y., 1977; Identity and the life cycle, N. Y., 1980; Vital invol-vement in old age, N. Y., 1986.

Лит.: Анциферова Л. И., Эпиге-нетич. концепция развития личности Эрика Г. Эриксона, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб. психологии, М., 1982; Пилиповский В. Я., Критика совр. бурж. теорий формирования личности, М., 1985; Evans R. L, Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; С o l e s R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston-Toronto, 1970.

B. M. Слуцкий.

 

Просмотров: 1206
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • Азбука для слепых
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Моделирование (в пед.)
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Программа учебного курса для обучающегося
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • Эриксон Эрик | ERIKSON, ERIK H. (1902-1992)
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь