ВЫШНЕГРАДСКИЙ Николай Алексеевич

[5(17).12.1821, Вышний Волочёк, — 19.4(1.5).1872, Петербург], педагог, организатор жен. образования в России. Окончил Гл. пед. ин-т (1844). В 1849 проф. педагогики в этом ин-те. В 1845—51 преподаватель рус. словесности в петерб. Ла-ринской гимназии, в 1848—59 преподаватель рус. словесности, истории и педагогики в Смольном ин-те. С 1851 преподаватель, в 1853—59 инспектор классов Павловского жен. ин-та, где усовершенствовал содержание образования и организацию уч. процесса, создал спец. пед. класс (1851). С 1855 чл. Учёного к-та МНП. разработал проект организации нач. уч-щ и устройства учительских семинарий и пед. курсов. В 1858 по проекту В. в Петербурге было открыто первое в России жен. училище для приходящих учениц (Мариинское). В 1858—67 возглавлял петерб. жен. уч. заведения открытого типа. В 1862 разработал устав, к-рый лёг в основу деятельности всех мариин-ских жен. уч-щ (с 1862 гимназии). В 1860 при петерб. Мариинском уч-ще был создан пед. класс, преобразованный в 1863 в 2-годичные пед. курсы. В 1864 по проекту В. такие курсы были открыты при мн. мариинских гимназиях.

В. основал и редактировал либеральный журн. «Рус. пед. вестник» (1857—61), выступавший за организацию и развитие жен. образования. На его страницах В. обсуждал концепцию «самовоспитания», в к-рую фактически вкладывал идею непрерывного образования. В теоретич. вопросах педагогики стоял на позициях Н. И. Пирогова. Составил одну из первых программ курса по педагогике (1854). В 1867 под давлением реакц. кругов был отстранён от активной пед. деятельности.

Соч.: О самовоспитании, «Рус. пед. вестник», 1857, т. 1; Об основных предметах первонач. образования, в кн.: Опыты ист.-Филол. трудов студентов Гл. пед. ин-та шестого выпуска, СПБ, 1852; О спец.-пед. уч. заведениях, в кн.: Акт 25-летнего юбилея Гл. пед. ин-та, СПБ, 1853.

Лит.: Лапчинская В. П., Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии жен. образования в России (1821 — 1872), СП, 1962. N 6 (библ.). В. П. Лапчинская.

 

Просмотров: 781
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • БЕГГАРДЫ (муж.), БЕГЙНКИ (жен.)
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ВЫШНЕГРАДСКИЙ Николай Алексеевич (1821-1872)
  • ЕДИНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Моделирование (в пед.)
  • Неделя жен-мироносиц
  • ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог дополнительного образования
  • ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы непрерывного образования
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь