УТОМЛЕНИЕ

состояние организма, возникающее при длительном воздействии физич. и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиол. систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслит, процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость - переживание трудности и невозможности продолжать работу. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, к-рые характерны для У.; она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и т. п. И наоборот, объективно утомлённый человек может не чувствовать усталости вследствие увлечения работой. Взрослый человек может в течение нек-рого времени продолжать работу при появлении У. за счёт использования компенсаторных возможностей организма. Но при этом обычно снижаются количеств, и качеств, показатели выполняемой работы, если для противодействия этому не делается спец. усилий. При прочих равных условиях У. зависит от длительности и интенсивности работы.

У дошкольников наблюдаются лишь нач. формы У.: при появлении первых признаков его ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная, неинтересная работа; выполнение работы в неблагоприятных условиях (шум, низкая освещённость и т. п.); отсутствие двигат. активности и статич. напряжение мышц (в т. ч. длит, поддержание неподвижной позы при сидении). Появление У. также зависит от состояния организма ребёнка. Оно наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т. п.

Признаки наступающего У. школьника: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, скорости реакций,сонливость, низкое усвоение материала, головные боли. Профилактика быстрого наступления У. может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиол. возможностями организма ребёнка, уровнем развития психич. процессов, а также создания благоприятных условий её выполнения. Большое значение имеет чередование уроков, требующих разной степени умственного напряжения учащихся.

Лит.: Ухтомский А. А., Возбуждение, утомление, торможение, Собр. соч., т. 2, Л., 1951; Пратусевич Ю. М., Умств. утомление школьника, М., 1964; см. также лит. при ст. Работоспособность. С. С. Степанов.

Просмотров: 848
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Академия при Аристотеле
  • Бедствие, помощь при
  • Диагноз, течение заболевания при атеросклерозе мозговых артерий
  • Интерференция при аудировании
  • Испытания при найме на работу
  • Методика сенсомоторной коррекции при групповой работе с детьми
  • Осложнения при родах
  • Первичные нарушения при шизофрении
  • Переучивание при неэффективном общении
  • Полиневропатия при беременности
  • Полиневропатия при гемобластозах
  • Полиневропатия при миеломатозе
  • Полиневропатия при отравлении свинцом
  • Полиневропатия при склеродермии
  • ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
  • Прогноз при алкоголизме
  • Профилактика и лечение при атеросклерозе мозговых артерий
  • Профилактика и лечение при церебральном облитерирующем тромбангиите
  • Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений
  • Реабилитация при алкоголизме
  • Реабилитация при наркоманиях
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Русификация при переводе
  • Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга
  • Смешанные состояния при маниакальнодепрессивном психозе
  • Собеседование при увольнении
  • Сотрудничество при психотерапии
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  • Тремор при тиреотоксикозе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь