ТОРНДАЙК Эдуард Ли

(31.8.1874, Уильямсберг, шт. Массачусетс, - 9.8.1949, Монтроз, шт. Нью-Йорк), амер. психолог и педагог. С 1904 проф. Колумбийского ун-та и пед. колледжа в Нью-Йорке. С 1924 один из редакторов «Журнала генетич. психологии» («Journal of Genetic Psychology»), с 1926 - «Монографий генетич. психологии» («Genetic Psychology Monographs»). Член Нац. АН США.

Первая работа Т. - «Ум животных» («Animal intelligence», 1898). явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследования процесса научения. Помещая в т. н. проблемные клетки - эксперим. устройства разл. степени сложности - подопытных животных, Т. фиксировал их двигат. реакции, направленные на выход из клетки и подкрепление завершающего действия. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Тем самым Т., по существу, разработал осн. схему бихевиоризма (хотя сам себя бихе-виористом не считал). Впоследствии в работах Ж. Пиаже, Т. С. Холла, Э. Ч. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.

Работа Т. «Пед. психология» («Educa-tional psychology», 1903). оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т. ч. на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биол. позиций; центральным был для него «закон эффекта» - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Др. закон, названный Т. «законом упражнения», гласил, что для закрепления связи между стимулом и реакцией необходимо повторение этой связи, в противном случае она исчезает. Экспериментально изучая проблему формального обучения, доказал, что с одного материала на другой, вновь изучаемый, могут быть перенесены только общие принципы или идентичные элементы. Т. принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного измерения уровня психич. развития им разработана собственная система тестов. Т. опубликовал 507 работ по разл. проблемам психологии.

Соч.: The measurement of intelligence, N. Y., [1927] (соавт.); Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. - Принципы обучения, основанные на психологии, M., 19033; Психология обучения взрослых, М. - Л., 1931 (соавт.); Психология арифметики, М. - Л., 1932; Вопросы преподавания алгебры, М., 1934; Процесс учения у человека, М., 1935. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

Просмотров: 990
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • Биогенетический закон в психологии
  • Возникновение психологии как науки
  • Диагностика ошибок по результатам обучения
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • ЛИЧНОСТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • Принцип связи обучения с практикой
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Принципы обучения
  • Принципы обучения
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • принципы психологии
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
  • Процесс обучения
  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
  • Процесс обучения
  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
  • Процесс обучения военнослужащих
  • ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь