ТОЛМЕН Эдуард Чейс

(14.4.1886, Уэст-Ньютон, шт. Массачусетс, - 19.11.1959, Беркли, шт. Калифорния), амер. психолог, представитель необихевиоризма. Окончил Массачусетсский технол. ин-т (1911), в 1915 получил степень дера философии и психологии в Гарвардском ун-те. В 1915—18 преподавал в Сев.-Зап. ун-те (шт. Иллинойс). В 1918—54 проф. Калифорнийского ун-та (Беркли). Разработал систему психол. наук, соединившую идеи бихевиоризма, гешталетпсихологии и глубинной психологии. Её созданию предшествовало эксперим. изучение Т. процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. В противовес «радикальному» бихевиоризму Дж. Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа «стимул - реакция», а из целостных актов, к-рые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Поэтому сущность обучения определяют познавательные «экспектации» (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутр. моменты объединялись в понятие «промежуточные переменные», т.е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними). и итоговой реакцией. Эти переменные, хотя и ненаблюдаемы непосредственно, но являются объективными регуляторами поведения. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал «молярным» с целью противопоставить взгляд на поведение как на целостный процесс «молекулярному» бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолиров. актов. Т. показал, что упражнение предполагает образование познават. структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит.н. тогда, когда подкрепление отсутствует, напр., при исследовании ситуации возможного действия («латентное научение»). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, концепция Т. страдала общими недостатками: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как «ненаблюдаемые», целенаправленность действия не получала причинного объяснения.

Соч.: Purposive behavior in aniinalf and men, N. Y. - L., [1932]; Collected papers ir, psy-chology, Berk. - Los Ang., 1951; в рус. пер.- Поведение как молярный феномен, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, [М.], 1980; Когнитивные карты у крыс и у человека, там же.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Толмена, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Я p о III с в-с к и и М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

Просмотров: 1063
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Общение как процесс
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • принципы психологии
  • Психотерапия, основанная на глубинной психологии
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Степень доктора психологии
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • ТОЛМЕН (TOLMAN) ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь