|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СТЫДчувство, выражающее осознание человеком несоответствия своих (а также близких и причастных к нему людей). поведения, поступков, мотивов и моральных качеств принятым в данной среде нормам. С. переживается как в случае действительного несоответствия, так и мнимого. Переживание С. тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, к-рые могут выразить своё осуждение по поводу нарушения норм, принятых в данном обществе. В истории философии высказывалось мнение (напр., B. C. Соловьёвым), что С. является специфич. чувством, указывающим на недостойность природных влечений человека. Способность стыдиться позволяет человеку отделять в своём сознании себя от естественных физиол. потребностей; этим объясняется, напр., стыдливость в половых вопросах. Вместе с тем культурно-ист, опыт свидетельствует, что предмет С. шире; в частности, С. выражает осознанное или неосознанное беспокойство личности о своей репутации. Роль С. как универсального контрольно-императивного механизма самосознания особенно велика в обществах и общностях, где соблюдение обычаев и традиций - обязательное условие жизни каждого человека, а крайне незначит. ельное отступление от принятых стандартов поведения резко порицается. О людях с подорванной репутацией говорится, что они «потеряли лицо». Развитое на этой основе чувство С. имеет чётко выраженные внеш. проявления: «покраснеть от стеснения», «потупить взор» и т. д. В этом плане С. включается в др. механизмы самоконтроля личности, отражаемые в понятиях чести, вины, совести, к-рые вносят в чувство С. соответствующее им содержание. Р. Г. Апресян, А. Ю. Согомонов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|