СМОТРЙЦКИЙ Мелетий

(в миру Максим). (ок. 1577, Смотрич, ныне в Хмельницкой обл. Украины, - 27.12.1633, Дер-манский монастырь на терр. Волынской обл.; там же), церк. деятель (до 1627 православный, после униат), писатель-полемист, автор грамматики церк.-слав, языка. Учился в Острожской школе, в 1601—04 в Виленской иезуитской академии; в 1605—07 слушал лекции в протестантских ун-тах Лейпцига, Виттенберга, Нюрнберга; по нек-рым данным - доктор медицины. Один из основателей Минского православного братства (1607). В 1608—14 в Виленской братской школе преподавал на латыни свободные иск-ва. В 1614—15, по-видимому, был учителем в Остроге, затем в Киеве, где в 1617/18 уч. г. избран ректором Киевской братской школы (впоследствии Киево-Могилянская академия). С 1620 настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, архиепископ Полоцкий, епископ Витебский и Мстиславский. С 1627 и до конца жизни настоятель Дер-манского монастыря. Писал на церк.-слав. и польск. языках, а также на «простой мове» - нар. языке украинцев и белорусов 16—17 вв.

Доуниатские полемич. соч. С. - «Антиграфи» (отповедь). (1608), «Фри-нос» (плач). (1610), «Верификация (проверка). невиновности» (1621), «Защита верификации» (1621). и др. (на польск. языке). сделали его крупным идеологом нац.-религ. сопротивления белорус, и укр. народов усиленно насаждавшемуся католицизму и полонизации. В поздней публицистике защищал ре лиг. примирение христ. конфессий, осуждая православие. Перевёл с греческого на «просту мову» Учительное Евангелие Никифора Калиста (изд. в 1616 с предисловием С.).

Составленная С. «Грамматика славен-ския правилное синтагма» (изд. в 1619 в Евье, ныне Вевис, Литва). была третьей печатной вост.-слав, грамматикой после греч.-церк.-слав. грамматики «Адельфо-тис» (Львов, 1591). и церк.-слав. «Грамматики словенской» Лаврентия Зизания (Вильна, 1596). По греч. образцу С. делил грамматику на 4 раздела: ортогра-фия (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации); этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой осн. грамматич. значений и подробной систематизацией грамматич. форм); синтаксис (впервые в вост.-слав, традиции дан обзор грамматич. сочетаемости каждой части речи); просодия (учение о стихотворных размерах). Труд С. был исчерпывающим для своего времени сводом грамматич. знаний, он адресовался в первую очередь учителю, потом ученику. Пед. опыт подсказал С. ряд дидактич. приёмов изложения материала: перевод «трудных» церк.-слав. слов и фраз на «просту мову»; постановку вопроса для определения грамматич. принадлежности слова; нек-рые виды эксперим. проверки. В соч. С. оформилась рус. грамматич. терминология (по происхождению церк.-славянская). С. использовал новейшие достижения европ. грамматич. мысли, сохраняя преемственность с филол. традицией славянства. Его грамматика имела крупное науч. и образоват. значение: до грамматики М. В. Ломоносова (1755). была у вост. славян осн. руководством при изучении своего языка. Дважды (1648 и 1721). она переиздавалась в Москве; на её основе выпускались сокращённые учебники: в 1638 в Кремен-це, в 1723 «Грамматика славенская» Ф. Максимова в Петербурге. О высоком авторитете грамматики С. за границей свидетельствуют её издания в Румынии - в Снагове в 1697 для православных влахо-молдаван и в Рымниках в 1755 для сербов. Известны её болг. списки 17- 19 вв., 6 лат. переводов, швед, и англ. переводы её фрагментов. Труд С. был гл. источником сведений о церк.-слав. и рус. языках в работах шведа Я. Г. Спарвен-фельдта, в рус. грамматике англичанина Г. В. Лудольфа (Оксфорд, 1696). На достижения С. опирался автор первой сравнит.-ист. грамматики церк.-слав. языка чех И. Добровский (Вена, 1822). М. В. Ломоносов называл грамматику С. (наряду с «Арифметикой» Л. Магницкого). «вратами учёности».

По нек-рым данным, С. составил также «Букварь языка славенска» (Евье, 1618). и грамматику греч. языка (Кёльн, 1615). Соч.: Граматика. ГЦдготовка факсимшь-ного видання та-дослвдження памятк! В. В. Нш-чука, Кшв, 1979 Лит.: Мечковская Н. Б., Ранние вост.-слав, грамматики, Ми., 1984; Яременко П. К., М. Смотрицький. Життя i творчютво, Кшв, 1986; Короткий В Г., Творческий путь М. Смотрицкого, Мн., 1987. Н. Б. Мечковская.

 

Просмотров: 334
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • Вариант языка (Разновидность языка)
  • ВАРИАНТ ЯЗЫКА (РАЗНОВИДНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • Вариативность языка / речи
  • ВИТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Гендерная асимметрия в языке (андроцентризм языка, фаллологоцентризм)
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. DEFECTUS - недостаток и греч. LOGOS - слово, учение)
  • КРЕОЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА (НАТИВИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Креолизация языка (Нативизация языка)
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Нормирование языка (Нормализация языка)
  • НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • П.Флоренский:Учение о языке
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • Расширение функций языка (Функциональное развитие языка)
  • СМОТРИЦКИЙ Мелетий (в миру Максим) (ок. 1577-1633)
  • Социальная вариативность языка / речи
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. EKKLE-SIA - церковь и LOGOS - учение)
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. ESCHATOS -последний, LOGOS — учение)
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. - последний, конечный, учение)
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь