САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к-рого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и пр. связей с др. людьми.

Процесс становления человека как обществ, существа характеризуется сочетанием стремления к единению, обществ, признанию, включению в социальную общность (интеграция). и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития ребёнка формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта - взрослыми. Усвоение опыта происходит первоначально за счёт подражания, позднее посредством совместных, кооперативных действий. Лишь постепенно ребёнок обретает способность действовать самостоятельно, что выступает гл. предпосылкой формирования самосознания. Ребёнок становится способным принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений.

С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком разл. социальных ролей, нек-рые из них успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит пед. воздействию.

Ребёнок демонстрирует способность к самостоят. действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Его попытки утвердить свою позицию носят преим. эмоциональный характер. Подлинное С. осуществляется в ст. подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным подлинное самоутверждение, к-рое является важным компонентом С. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивацион-ной сферы личности (см. Мотивы), к-рая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного пед. воздействия.

В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши оно может представлять серьёзную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной проф. деятельности, а также искажения ценностных установок. Последнее нередко выливается в выбор проф. деятельности по сугубо меркантильным соображениям. В основе проф. С. лежит осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитат. и образоват. влияний.

Лит.: Мудрик А. В., Совр. старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987.

Просмотров: 738
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • ЛИЧНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Мотивы развития личности
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Самоопределение личности
  • Самоопределение личности
  • Самоопределение личности
  • самоопределение личности
  • Самоопределение личности
  • Самоопределение личности
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • Самоопределение личности
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • Самоопределение личности в группе
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь