РОЗОВ Виктор Сергеевич

[р. 8(21).8.1913, Ярославль], драматург, прозаик, обществ, деятель. Получил актёрское образование в уч-ще при Моск. театре революции (1934—38). и был принят в его труппу. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения (1942). вернулся к практике театра как драматург. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1962); впоследствии преподавал там же (проф. с 1979).

Первая ориг. пьеса Р. — «Вечно живые» написана в 1943. Сценич. история драматургии Р. открылась спектаклями моек. Центр, дет. театра: «Её друзья» (1949; здесь и далее год первой постановки), «Страница жизни» (1953), «В добрый час!» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960). Гл. действующие лица этих пьес («розовские мальчики»). с их бескомпромиссностью и юношеским идеализмом стали героями времени в период «оттепели» (сер. 50-х гг.), когда открылась перспектива демокр. обновления жизни. Первые пьесы выявили ориентацию творчества Р. на проверенные веками нравств. ценности, к-рые воспитываются и укрепляются в юности. Для Р. молодость — это и неповторимая пора жизни, и критерий того, «состоялся» ли человек как личность, верен ли он своим идеалам и, т. о., самому себе. В последующих пьесах герои Р., взрослея, мужая, порой изменяясь, отходя на второй план, остаются в центре худож. интересов автора. Пьесы 60—80-х гг. «Перед ужином» (1962), «В дороге» (1963), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1970), «Кабанчик» («У моря», 1986). отличались более суровыми тонами, обострённо-критичным взглядом на явления, наносящие ущерб формирующейся личности. Умение видеть мир глазами молодого героя, соотносить с ним мир реальный, а также нравств. потенциал, наследуемый от рус. классич. лит-ры, придают драматургии Р. единство. Чуткость к изменениям времени, воплощающаяся в сценич. колорите, сообщает драматургии динамику перемен. Мн. пьесы Р. становились не только театральным, но и обществ, событием.

Автор сценич. композиции по произведениям рус. прозы: «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову (сер. 30-х гг., пост, в 1966; Гос. пр. СССР, 1967), «Мальчики» («Брат Алёша»). по Ф. М. Достоевскому (1973). В сценич. редакции Р. на рос. сцене шли мн. произведения драматургов Украины, Эстонии, Армении. Пьесы Р. ставили ведущие театры Москвы: «Современник» (открылся в 1956 пост. «Вечно живые»), Малый театр, С.-Петерб. Большой драматический и др., а также большинство ТЮЗов страны. При авторском участии созданы телеспектакли и киноверсии пьес, наиб. известны «Летят журавли» (1957; по «Вечно живым»), «Шумный день» (1961; по «В поисках радости»). и др. Значит. резонанс получили мн. публицистич. выступления Р. по актуальным проблемам жизни страны.

Соч.: Мои шестидесятые.. Пьесы и статьи, Ми969; В добрый час. Пьесы, М., 1973; Избранное, М., 1983; Путешествие в разные стороны. Автобиогр. проза, М., 1987.

Лит.: Анастасьев А., В. Розов. Очерк творчества, М., 1966; Соловьева И. Н., Герои и темы В. Розова, «Новый мир», 1960, №8; Крымова Н., Несуетный человек, «Театр, жизнь», 1988, № 16. Т. К. Шах-Азизова.

 

Просмотров: 1246
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ВТОРОЙ МИР
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Жизни план
  • ЖИЗНИ, ПЛАН
  • Жизнь после жизни
  • Жизнь, образ жизни
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • История жизни
  • История жизни
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • ЛИТ
  • ЛИТ (LITH-), ЛИТО-
  • МАЛЫЙ МИР
  • МИР ЖИЗНИ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • ПЛАН ЖИЗНИ (LIFE COURSE)
  • РОЗОВ Виктор Сергеевич (р. 1913)
  • Самоубийство как образ жизни
  • Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении
  • СРЕДНЯЯ РАСЧЕТНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь