РЯППО Яан Петрович

[30.3(11.4). 1880, Веросский уезд, ныне на терр. Эстонии, — 14.4.1958, Киев], педагог, один из организаторов системы образования УССР. По окончании гор. уч-ща получил звание учителя нач. школы. В 1898—1909 в Петербурге, заводским рабочим участвовал в рев. движении. В 1909 окончил ист.-филол. и вост. ф-ты Петерб. ун-та. В 1918—20 работал в органах сов. власти Николаева и Одессы, с 1921 на отв. гос. постах в Харькове и Киеве. В 1921—28 зам. наркома просвещения, пред. Госпрофобра УССР, пред. Гл. научно-методологич. к-та, ведавшего н.-и, работой в области просвещения. В 1922—28 гл. редактор укр. пед. журналов; одновременно преподавал в высш. школе. В 1928—38 занимал руководящие посты в пром-сти (нарком лёгкой промети, зам. пред. ВСНХ Украины). В последующие годы преподавал в Киеве, Уфе, Москве. В годы войны работал в Наркомате просвещения Башк. АССР, был директором моек, филиала изд-ва «Радяньска школа». В 1944—48 руководил науч.-метод, кабинетом Мин-ва просвещения УССР. В 1922—34 чл. Всеукр. ЦИКа.

Наряду с Г. Ф. Гринько, В. П. Затон-ским, Н. А. Скрыпником выступал теоретиком системы образования на Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Стремился воплотить её в практику образо-ват. учреждений. Один из авторов Кодекса о нар. образовании УССР. (1922), закрепившего эту практику, и др. документов об общем и проф. образовании и социальном воспитании (1921—28), организатор съездов, конференций и совещаний работников просвещения Украины. Участник дискуссий по проблемам развития образования в СССР.

Одна из ведущих идей Р. — социальное воспитание как формирование личности под воздействием социальной действительности. Эти процессы Р. рассматривал с позиций партийно-классового подхода. Предпочтение «педагогике социальной среды» привело Р. к недооценке роли школы и семьи в воспитании личности. В нач. 20-х гг. (в условиях массовой беспризорности). в качестве «маяка соцвоса» выдвигался детский дом, а формой организации детей — отряды юных пионеров. Над общеобразоват. школой-семилеткой, по Р. и Гринько, строилась профшкола, а на её базе — техникумы и ин-ты, осуществлявшие «преемственность трудовых квалификаций» по дифференцированным «вертикалям» — индустриально-техн., с.-х., пед. и др. Проф. школа, как утверждал Р., способна объединять общее и проф. образование, и именно проф. стержень создаёт условия перехода к политехнизму. По проблемам политехнического образования Р. активно дискутировал с деятелями Наркомпроса РСФСР. Р. стал инициатором развития в УССР. школ ФЗУ, домов рабочих подростков, разл. типов с.-х. школ, на к-рые возлагалась подготовка рабочих кадров. В кон. 20-х гг. высказывался за сближение и унификацию систем образования УССР. и РСФСР. Обосновывал подходы к перестройке высшей школы на Украине в целях сближения теоретич. подготовки с запросами индустр. произ-ва.

Работам Р. свойственны, с одной стороны, полит. страстность и науч. увлечённость, с другой — технократизм и прагматизм. Р. был первым историком сов. школы и педагогики на Украине, автор книги о нар. образовании на Украине в 1917—27, раскрывшей проблемы и противоречия этого периода (изд. в Харькове, 1927).

Соч.: Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920—24), Хар., 1925; Система индустриально-техн. образования, его пути и реализация в СССР, в кн.: Материалы Всеукр. конференции по индустриально-техн. образованию, Хар., 1922; Сов. проф. школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем нар. х-ве в целом, Хар., 1926; Проблема профессионализма и политехнизма в сов. шк. системе, Хар., 1929; На путях унификации систем нар. образования, «Революция и культура», 1930, № 3.

Лит.: ОсовскийЕ. Г., Развитие теории проф.-техн. образования в СССР. 1917—40, М., 1980, гл. 2; Атлантова Л. И., Я. П. Ряппо, в кн.: Антология пед. мысли Укр. ССР, М., 1988. Е. Г, Осовский.

Просмотров: 619
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Антивольфианство и основные направления философской мысли периода зрелого Просвещения
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • Второе значение образования как результата
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Диверсификация системы образования
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновационные процессы в системе образования
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МАРКЕТИНГ в системе образования
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
  • мониторинг развития системы образования
  • НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Подготовка кадров информатизации образования
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФОНД РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь