РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

направление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев («Основы рефлексологии», 1920). Становление рефлексологич. учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч. исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш. проявлениями. Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол. науке кон 19 — нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения. Бехтерев был одним из наиб. последовательных их критиков. Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич. и физиол. явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич. процесса. Соответственно осн. единицей анализа нервно-психич. деятельности становился рефлекс, определяемый как «жизненный атом», элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов). в их опосредованности внеш. раздражителями и внутр. нервно-психич. процессами в организме Психология как наука заменялась P. Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич. явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики. Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения.

P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т.д. ), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч. учреждений — Психоневрологич. ин-та, Ин-та мозга и психич. деятельности P оказала существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и пед. психологию Центром генетич P был первый в России Педологич. ин-т (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич. изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич. развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида

Как науч. направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич. дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова РЕФЛЕКСЫ, см Высшая нервная деятельность

Просмотров: 630
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Возникновение психологии как науки
  • Выбор дисциплин для изучения
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Деятельностный подход (к изучению психики)
  • деятельностный подход (к изучению психики)
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Основы функции психики. Особенности психического отражения
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • принцип единства психики и деятельности
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Структура психики человека
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Убеждение, как форма деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь